Предмет философии в структуре философского знания
В рамках самой философии можно выделить ряд областей, в рамках которой происходит развитие теории. В зависимости от предмета традиционно выделяют такие области философского знания как онтология, гносеология, аксиология, праксиология.
Онтология – область философского знания, изучающая фундаментальные основы бытия и сущего. Традиционно в философии существует противопоставление бытия и сущего. Если сущее – это многообразие окружающих вещей, то бытие – это тот единый обобщенный признак всего мира, то вечное, неизменное, что в нем существует. Философы по разному подходят к постановке и решению онтологических проблем. Так, например, Х. Ортега-и-Гассет пишет, что философия – это охота за единым. Он задается вопросом, почему человек пытается выйти за пределы сущего или за пределы эмпирического мира, который дан человеку. Вопрос о бытии – это стремление найти целостность мира, отыскать ту тайну, которая пронизывает сущее. Для М. Хайдеггера метафизика – это стремление повсюду быть дома, потребность обнаружить полноту бытия. Необходимое для этого усилие (или захваченность в терминах Хайдеггера) – условие, способствующее постижению бытия. Вообще, онтологическая проблематика – основа философии. Благодаря введению в нашу жизнь понятия «бытие» становится возможным становление науки в рамках европейской культуры.
Гносеология – теория познания. Это проблематика философии, в которой изучаются природа познания, его возможности и границы, выявляются условия истинности познания. Философы, работающие в русле данной проблематики, ставят перед собой вопросы: «Познаваем ли мир и насколько?», «Каковы критерии истинного знания?», «Какова роль человека в процессе познания?». Исследуется проблема взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Философская теория познания изучает общее в познавательной деятельности, безотносительно к тому, какова эта деятельность – научная, художественная или повседневная.
Аксиология – философское учение о ценностях. Это проблематика философии, которая исследует природу человеческих ценностей. Ценность указывает на то, что обладает значимостью, что предпочитается, избирается. Специфичность понятия заключается в том, что оно синтезирует в себе с одной стороны, предметность или объективность – указывает на то, что ценится, с другой стороны, субъективность – указывает на того, кто ценит. Объективный момент предполагает наличие подлинных и неподлинных ценностей. Неподлинные – это утилитарная установка на то, что для человека является необходимым. Подлинные – это целевая установка на то, для чего человек существует, к чему он стремится. Субъективный момент предполагает принятие, значимость, свободу избрания ценности.
В аксиологии можно выделить различные направления, например, социальная аксиология, которая изучает соотношение индивидуальных ценностей и общественных. Ценностные отношения выступают в качестве ориентиров поведения людей, где иерархия ценностей выступает как высший способ социальной регуляции. В теории ценностей может быть выделена трансцендентальная аксиология. Это направление развивается И. Кантом. Он рассуждения о моральности переориентировал от психологически ориентированного поступка к формальному поступку по долгу. Действие по долгу содержит ценность в максиме, то есть в исходной установке – не ради чего-то, а почему-то. Ценность трактуется Кантом сугубо рационалистически. Реальный субъект ценностного творчества – чистый разум, основанный на автономной самоопределяющейся воле. В теории ценностей выделяется еще целый ряд аспектов и направлений, но мы на них останавливаться не будем.
Праксиология – учение о практике. Это проблематика философии, которая занимается исследованием человеческой деятельности, анализирует структуру деятельности человека, даёт её типологию. В общепринятом смысле праксиология – это область исследования наиболее эффективных способов и методов человеческой деятельности. Здесь возможно проводить исследование по двум основным направлениям. Первое – исследование практики как деятельности, что наиболее характерно для социологии. Второе – практика как опыт, что, по мнению автора, характерно для философии и, особенно для философии К. Маркса.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек