Философия и наука
Итак, философ не удовлетворяется объективной картиной мира. Он обязательно вписывает в нее человека. Следует иметь ввиду, что философия имеет свой особый, отличный от традиционных форм познания (технических наук, естественных, конкретных и прикладных дисциплин), взгляд на предмет, аспект его осмысления. Прежде всего, философия стремится к целостному восприятию мира. В отличие от отдельных наук в философском знании одновременно представлены как объективное описание мира в целом, так и субъективная, личная позиция философа, которая наделяет знание значением культурной ценности. Объективно-истинное значение переживается каждым философом по-своему в соответствии с жизненным личным и моральным опытом. Благодаря этому философское сознание – это не только абстрактное понятие, абстрактно-умозрительные теории, а глубоко личное, императивное (то есть обязующее к определенному способу жизни и деятельности), знание-ценность, знание-убеждения, знание-вера. Научно-теоретическое знание является только одной стороной идейного содержания философии. Другую, доминирующую его сторону, создает совсем другой компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает мировоззренческий тип философского сознания в целом. В этой наиглавнейшей ипостаси философия есть способ духовной ориентации в мире, стратегия жизни, определение человеком смысловых опорных точек своего бытия. Согласно с И. Кантом, философия служит тому, «каким следует быть, чтобы быть человеком».
Проблема научности философского знания часто формулируется в форме вопроса: «Является ли философия наукой?» При этом под понятием «наука» в данном случае подразумеваются физические науки. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, сравним философию и науку.
Таблица 2
Философия | Наука |
Представлена в культуре в виде текстов, философских систем, философских теорий. | Представлена в культуре в виде законов, теорий, гипотез. |
Философское знание – результат логического доказательства или личного жизненного опытом, или того и другого вместе. |
Научное знание доказывается посредством эксперимента. К эксперименту предъявляется ряд требований. В самом общем виде – это требования повторяемости результата и общезначимости эксперимента, то есть, результат эксперимента в тех же условиях при соблюдении определенных требований является одинаковым всегда и для всех, вне зависимости от того, кто проводит эксперимент. |
В этом смысле философское знание будет субъективным, так как философская система всегда индивидуальна, а потому несет на себе отпечаток жизненного опыта, способа мышления, личных особенностей ее автора. Но философия всегда направлена на постижение сущности явлений и стремится к объективности. |
Научное знание объективно. Наука пытается свести к минимуму воздействие субъекта на процесс формирования законов и теорий и наиболее максимально соотнести полученное знание с реальной действительностью. |
Философские методы – интуиция и критическая рефлексия (умение делать правильные выводы из верных посылок в соответствии с правилами логики). |
Научные методы – наблюдение, измерение, эксперимент.
|
Существует тезаурус, но каждый философ волен переосмыслить значение какого-либо термина. Оно может иметь своеобразный и весьма принципиальный для данной философской системы оттенок. | В науке существует общепринятый тезаурус (словарь терминов). Ученый им руководствуется.
|
Социальная функция философии – осмысление эпохи, формирование общей идеологии. |
Социальная функция науки (утилитарная) заключается в улучшении жизни человека и упрощении его деятельности, особенно физического труда. |
Итак, проведя сравнение науки и философии, мы можем продемонстрировать три существующие точки зрения: философия – это наука, философия принципиально отличается от науки, философия – это наука особого рода. Постольку, поскольку истина философии плюралистична, то все они имеют право на существование.
Итак, наука не может дать непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия – это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете – над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек