Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
Третий подход к определению предмета философии – функциональный. В данном случае предмет философии исследуется с точки зрения функций философии в человеческой деятельности. Можно выделить три основных функции философии:
мировоззренческая функция;
методологическая функция;
прогностическая функция.
Критерием выделения указанных функций философии выступает субъект, который является источником философии.
Мировоззренческая функция. Субъектом философии в данном случае выступает обычный человек, который и по образу своей жизни и по своей профессии не имеет никакого отношения к философии.
Наша обыденная современная жизнь не способствует философствованию. Ритм современной жизни – это непрестанный поток сменяющих друг друга событий. Этому сопутствует и техногенность нашей цивилизации, и огромное количество информации, которое получает человек от других людей, из СМИ, Интернета, литературы, и социально-экономическое устройство нашего общества, которое диктует нам необходимость постоянно зарабатывать. У человека просто не остается времени на то, чтобы остановиться и подумать о своей жизни. Тем не менее, тяга к осмыслению сущности явлений окружающей среды, необходимость увидеть смысл всего происходящего присутствует практически в каждом человеке.
С такой тягой к сущему и отсутствием времени человек идет по жизни до тех пор, пока не встречается на своем пути с какой-то глобальной проблемой, которая вызывает огромное эмоциональное потрясение. Что же происходит в данном случае? Человек осознает, что жить так, как раньше он уже не может и ему приходится остановиться и переосмыслить те базовые принципы, которыми он руководствуется в своей жизни. В данном случае человек остается один на один с миром и, будучи предельно честным с самим собой, задается особыми вопросами. Как правило, вопросы, над которыми рассуждает человек – это вопросы о смысле собственной жизни, о смысле человеческого существования, о месте человека в мире, о смерти, о сущности добра и зла. Вот такие рассуждения о мире, когда человек находится за рамками обыденной жизни, и называются философствованием. В этом смысле прав Фихте, когда говорит, что философствовать – значит не жить, а жить – не философствовать.
Какова функция философствования? Зачем человеку необходимо хотя бы иногда обратиться к рассуждениям о смысле? Во-первых, реализация своей сущности. Многие философы, в частности, Х. Ортега-и-Гассет, говорят о том, что человек – существо незавершенное, неполноценное. Он занимает промежуточное состояние между Богом и животными. Животные не наделены разумом, поэтому не способны размышлять о своей жизни. Бог же, наоборот, слишком совершенен, а потому уже обладает полноценным знанием. Человек же, пытаясь заполнить пустоту, выходит за пределы только физиологического существования и обращается к поиску того, чего ему недостает. Кроме того, в процессе поиска человек обнаруживает еще и недостаточность мира. Как пишет Х. Ортега-и-Гассет: «все существующее и находящееся здесь, данное нам, присутствующее, явное – это, в сущности, только кусок, осколок, фрагмент, обрубок. Глядя на него, нельзя не заметить, не почувствовать его изъяна. В любом данном нам бытии, в любом явлении мира мы обнаруживаем глубокий след излома, свидетельство того, что это часть и только часть, мы видим рубец его онтологического увечья, к нам вопиют страдания калеки, его тоска по отнятому, его божественная неудовлетворенность»87.
Во-вторых, рассуждения человека о смысле какого-либо явления способствуют формированию и становлению иногда трансформации его мировоззрения. Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир. Это те его фундаментальные установки, которыми человек руководствуется при совершении своих поступков, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности. Мировоззрение – более широкое понятие, чем философия, оно включает в себя и религиозные и научные и мифологические аспекты. Но осмысление таких вопросов как вопрос о смысле своей жизни, о местоположении человека в мироздании формирует ядро мировоззрения. Основной проблемой здесь является – необходимость теоретически мыслить, ибо человеку даже в данном случае приходится осмыслять не столько саму жизнь, сколько свои представления о ней, определенную абстракцию жизни. Конечно, человек устроен таким образом, что поток мышления присутствует у него постоянно, если он находится в состоянии бодрствования. Но это действительно поток: меняется картинка – меняется мысль. Что же должно произойти, чтобы человек осуществил духовное усилие, остановил мыслительный поток и попытался осмыслить какое-то абстрактное явление?
В действительности, наша социальная действительность устроена таким образом, что человеческий дух оказывается физически порабощенным. Вся жизнь большинства людей складывается из непрерывного решения проблем выживания или улучшения своей материальной жизни. Ставшая уже обычной занятость современного человека приводит к тому, что его духовное начало редуцируется к минимуму, поскольку у человека просто не остается времени на работу над собой. Культурная ситуация способствует тому, что человек стремится не к познанию и самосовершенствованию, а к развлечению, требующему минимального духовного напряжения. Таким образом, чем совершеннее становится наша цивилизация, тем чаще человек ограничивается удовлетворением физиологических потребностей. В такой ситуации еще более ценной, чем когда-либо, становится возможность иногда остановить свой жизненный поток и осмыслить те философско-мировоззренческие вопросы, которые позволяют сохранить человеку свое особенное положение в мироздании. Как писал немецкий философ А. Швейцер: «Мировоззренческие идеи заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле нашего существования и назначения человечества; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность»88.
Итак, подводя итог сказанному, необходимо определить предмет философии – это представления человека о жизни. В этом смысле лучше говорить даже не о философии, сколько о философствовании как некотором теоретическом размышлении, рассуждении.
Методологическая функция также будет раскрыта посредством обращения к субъекту философии. В данном случае субъектом философии выступает философское сообщество, которое может быть представлено философскими школами, институтами, факультетами, то есть мы говорим о философии как профессии и призвании.
В рамках практически каждого философского института или факультета всегда можно обнаружить более или менее явную попытку организации некоторой философской школы. Философская школа – это объединение, представленное связью учитель-ученик, которые работают в рамках одной парадигмы.
Первые философские школы появляются в Афинах (например, Сократ, Платон, Платоновская академия). Возникнув, эти школы привнесли и закрепили в жизни Афин еще одну ценность, помимо спорта и искусства – интеллект. Американский исследователь У. Коллинз, исследуя интеллектуальную философскую работу, настаивает на том, что она может быть осуществлена только в рамках философской школы. Для определения термина «школа» он формулирует следующие принципы: концентрация во времени, определенном месте и социальных связях. При раскрытии данных принципов мы вынуждены обратиться к истории философии, где обнаружим, что конкурирующие философские учения, как правило, развиваются практически одновременно с разницей в 10-20 лет. Соответственно, крупные философы не появляются в одиночку, а являются миру по двое или трое. Например, греческие философы Гераклит и Парменид создавали свои философские учения почти одновременно. При этом Гераклит предложил учение о непрерывном становлении, изменении, а Парменид – учение о вечном и неизменном бытии. Или середина XX века, которая была отмечена появлением таких разнонаправленных течений во Франции как экзистенциализм и постмодернизм.
Наиболее выдающиеся философы обычно располагают достаточно большим количеством социальных связей. Это и взаимодействие с философами других направлений и с теми, кто работает в рамках одной с ними парадигмы. Это вполне закономерно, так как значимость философа определяется его влиянием в рамках интеллектуального поля. Особое значение имеет цепь учитель-ученик, так как в этом случае осуществляются личные контакты, которые вырабатывают определенный стиль мышления, эмоциональный настрой, условия творчества.
Говоря о философских школах и проясняя их функцию в обществе, о ставшем уже классическим разделении тех, кто причастен к профессиональной философской деятельности, как правило, выделяют тех, кто являются собственно философами и тех, кто являются философоведами. Указанное различие хорошо поясняет академик А.А. Гуссейнов: «Философы раздвигают духовные горизонты человека, они всегда говорят что-то новое и очень важное. Они творят, создают ценности. Философские работники имеют дело с произведениями первых, они исследуют эти произведения (выделяют их источники, препарируют их по идеям, темам, сравнивают с другими произведениями, высчитывают в них количество тех или иных терминов, предлагают в более популярной форме, создают их сокращенные форматы, анализируют их сквозь призму биографии философа, в контексте эпохи и под разными точками зрения)»89.
Ясно, что в рамках философской школы большую часть составляют именно философоведы: они не имеют собственной философии, их деятельность направлена на анализ другой философии – философии «учителя». Но здесь необходимо отметить, что большая часть философов и философоведов как современности, так и недавнего прошлого (например, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Фуко) представляют собой переходный тип между философами и философоведами. В данном случае философская мысль философа выступает как органическое продолжение философского наследия. В.Ю. Кузнецов пишет по данному вопросу: «Прежде чем самому философствовать, надо овладеть философским наследием, этот тезис в общем виде возражений вроде не вызывает и вызывать не может».
В данном случае, определяя философию как профессию и как призвание, необходимо говорить о ней как о системе специальных знаний, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки и отражают способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного труда. В этом смысле философия является не только способом реализации творческих устремлений человека, но и источником существования. В данном случае философия осуществляется на предельном уровне абстракции, для выражения мысли применяется определенный тезаурус (набор терминов), используются необходимые логические конструкции. Кроме того, в философии присутствует специфический комплекс проблем, являющихся только философскими.
Что же это за комплекс проблем и какова функция философии в обществе? Говоря о содержании философии на теоретическом, профессиональном уровне, необходимо выделить уже существующую историю философии и философию, которая находится на этапе становления. В этом смысле философия – явление поливариантное и в ней сосуществуют проблемы разного уровня. Теоретический (или профессиональный) уровень философии можно обозначить как рефлексию второго порядка, так как она является осмыслением иных способов духовного производства. Философия в этом плане является специфическим способом отражения как социальных, так и творческих проявлений человеческого духа. Философская мысль направлена на осмысление таких глобальных явлений как наука, культура, цивилизация, творчество, познание, сознание и так далее. Здесь происходит осознание их сущности, становление их критериев, базовых принципов, способов существования в человеческом бытии. В этом смысле философия может быть определена как методология – теоретическая деятельность, направленная на анализ оснований какого-либо явления.
Подводя итог, необходимо сказать, что методологическая функция философии заключается в осмыслении иных явлений теоретической деятельности человека, в осмыслении их сущности, их фундаментальных принципов, их теоретических правил, необходимых для практических действий. Так, например, в научном знании можно выделить теоретический и эмпирический уровни. На эмпирическом уровне происходит фиксация некоторых взаимосвязей, ученый имеет дело с наблюдением, измерением, экспериментом. Теоретический уровень – это уже готовые научные законы и теории. В данном случае возникает проблема: каким образом из фактов формулируется теория? Правила формирования теории, требования к эксперименту и к теории формулируются именно философией. Или еще один пример. До XX века наука имела дело с простыми объектами. Например, биология изучала жизнь животных, геология – строение земной коры, анатомия – строение человека и так далее. В XX веке человечество перешло к изучению системных объектов. Например, появляется синергетика, которая изучает природу как единую, саморегулирующуюся систему. Здесь возникает проблема методов – методы и принципы, применяемые для изучения простых объектов, оказываются неприемлемыми для сложных объектов. Проблема трансформации научных методов также область философской методологии, ибо здесь недостаточно создания новых методов, необходимо сохранить суть науки как таковой. Примеры можно продолжать не только из области науки, но и из других областей человеческой деятельности. Философия задает критерии, определяет сущность и осмысляет проблемы тех явлений, которые могут быть обозначены как теоретическая деятельность человеческого сознания.
Прогностическая функция. Говоря о прогностической функции, мы должны рассматривать философию как продукт культуры, если под культурой понимать духовную деятельность человека, направленную на поиск смысла нашего бытия. В этом смысле философия может быть представлена как корпус философских текстов. Это обширная область культуры, которая хотя бы в виду своей масштабности должна учитываться каждым человеком. Но не будем останавливаться на этой наивной точке зрения, и определим философию в данном случае словами Г.В.Ф. Гегеля как «Духовную квинтэссенцию эпохи».
Философия в некотором смысле историческое знание. Она имеет дело с постоянно изменяющейся социальной, исторической и культурной реальностью. Человек – существо деятельное, а потому и реальность, в которой человек живет, постоянно изменяется. Это проявляется в создании новых объектов культуры, новых идей, новых теорий и так далее. Подобная изменчивость реальности представляет собой некоторую проблему для культуры. При появлении в культуре нового объекта возникает проблема его адаптации. Необходимо ввести новое таким образом, чтобы оно не расшатало, не разрушило культуру. Процесс адаптации нового объекта в культуре включает в себя осмысление таких вопросов как: «Какие последствия его внедрение будет иметь для общества? Каким образом возможно его интерпретировать? Каково его значение для мировоззрения?» Пространством для осмысления таких вопросов и формой адаптации нового объекта является философия. Так, например, в середине XIX века выделяются такие науки как психология, социология, экономика. Их методы не совпадают с методами естественных наук, но это не значит, что они должны быть отнесены к псевдонаукам. В данном случае встает необходимость переосмысления научных критериев, их некоторой трансформации и расширения.
Философия – та форма мышления, которая обращает внимание на исследование и осмысление опыта всего человечества. Она не только концентрирует в рациональной форме этот опыт, но и встраивает современность в общий ряд человеческих деяний. Новые объекты культуры в первую очередь начинают обсуждаться в философском сообществе на философских конференциях, круглых столах, в философских журналах. Здесь происходит формирование того значения, с которым объект проникает в культуру, для него находят определенное пространство, в которое его помещают и создают наиболее приемлемые для культуры интерпретации. После того, как объект проходит подобную стадию теоретического осмысления, он посредством средств массовой информации проникает в массовую культуру, будучи уже вписанным в ее целостную систему. Если же новая идея сразу проникает в культуру, минуя стадию осмысления, последствия для культуры и всего человечества могут быть самыми фатальными. Так, например, комплекс националистических идей А. Гитлера практически миновал стадию адаптации в культуре, результатом чего стала вторая мировая война.
Представляя далее философию как квинтэссенцию эпохи, необходимо сказать о влиянии философских идей на саму культуру, науку, искусство и так далее. Уже общепризнанным стал тот факт, что философская концепция, господствующая в определенный период времени, оказывает воздействие на развитие научных концепций, концепций культуры и искусства. Как пишет А. Койре, «научная мысль (речь идет о физических науках) развивалась не в вакууме; это развитие всегда происходило в рамках определенных идей, фундаментальных принципов, которые, как правило, считались принадлежащими собственно философскими».90 То же самое можно сказать о культуре и искусстве. Философия задает основные концепты, является формообразующей конструкцией и в этом плане философия является мета-знанием, то есть тем знанием, которое содержит основные принципы и идеи, которые должно развивать.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек