7.8. Человек и исторический процесс
Лев Николаевич Гумилев, (1912—1990), сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Будучи сыном «врага народа», расстрелянного по приговору ВЧК, он многие годы провел в лагерях и тюрьмах, его научные труды в области истории и этнологии в советское время практически не публиковались. Лишь во времена перестройки (идеи которой, кстати, он так до конца и не принял), его работы были изданы массовым тиражом, создан «Фонд Л. Н. Гумилева».
По мнению Л.Н. Гумилева, эволюция человечества продолжается благодаря пассионарным толчкам, которые были описаны как эмпирическое обобщение, объясняющее колебания этносферы. Гумилев считает, что причина возникновения пассионарного толчка имеет явно неземное происхождение. Так, оказалось, что все датированные пассионарные толчки хронологически совпадают с минимумами солнечной активности либо периодами ее спада. Гумилев использует данные американского астронома Дж. Эдди, который составил график солнечной активности за 5 тыс. лет и обнаружил, что деятельность солнца варьируется настолько, что даже 11-летний цикл активности солнечных пятен, строго говоря, не прослеживается (период колебаний меняется).
Предметным полем исследования исторического процесса Гумилев полагает не национальное государство, культуру или цивилизацию, а этнос. Этнос – это народ, обладающий самобытной культурой и создающий цивилизацию, это особая сущность, не сводимая к таким понятиям, как общество, раса или популяция. Этнос может быть подразделен на более мелкие единицы. Ключевым моментом при формировании этноса является комплиментарность, то есть неосознанная, существующая на подсознательном уровне, симпатия к одним людям и антипатия к другим. На уровне этноса комплиментарность перерождается в патриотизм.
Наиболее существенной характеристикой этноса является пассионарность. Пассионарность – это особая энергетическая характеристика общества, определяемая как «характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное, или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)». Цель эта представляется иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников. Пассионарность имеет модусы – от гордости и тщеславия до ревности и алчности.
Гумилев убежден в том, что человек обладает собственным энергетическим полем, пассионарность, будучи формой энергии, должна вести себя так, как положено энергии – переходить в иные формы, формировать энергетические (пассионарные) поля, и т.д. Человек может обладать различной пассионарной энергией – высокой, низкой, качество это врожденное и не поддающееся никакой коррекции. Кроме того, уровень пассионарности может быть определен для этноса в целом – как сумма индивидуальных пассионарных полей.
Как энергетическая характеристика, пассионарность описывает лишь такие качества индивидов и этносов, как воля к достижению цели, социальная активность, способность убеждать и вести за собой, упорство и т.д. Пассионарность не определяет ни моральных; ни интеллектуальных, ни физиологических характеристик индивида.
Изменение уровня пассионарной энергии в обществе, то есть пассионарной напряженности описано Л.Н. Гумилевым в следующих терминах:
на низком, cyбпассионарном уровне находятся люди и общества, неспособные удовлетворять и регулировать вожделения;
на среднем – гармоническом уровне находятся люди и общества, состоящие в гармонии с окружающей средой и полностью к ней адаптированные;
на высоком уровне пассионарного напряжения могут быть выделены следующие доминантные типы поведения:
1) стремление к благоустройству без риска для жизни,
2) поиск удачи с риском для жизни,
3) стремление к идеалу знания и красоты,
4) стремление к идеалу успеха,
5) стремление к идеалу победы,
6) жертвенность.
При этом система может развиваться как вверх (пассионарное напряжение растет), так и вниз (пассионарность падает). Для каждого из уровней пассионарности один из доминантных типов является основным. В обществе встречаются люди, находящиеся на иных пассионарных уровнях, но большинство пассионариев данного общества принадлежат к основному типу, определяя уровень пассионарной энергии этноса.
Уровень пассионарной энергии в этносе определяет его судьбу. Исходным состоянием общественной системы с низким уровнем пассионарности является гомеостаз, то есть, равновесие с окружающей средой. Такое состояние этноса может продолжаться очень долго и нарушается в связи с пассионарным толчком.
Пассионарный толчок – резко ограниченная во времени и пространстве мутация, результатом которой является рождение детей, обладающих высокой пассионарной энергией — пассионариев, подрастая, они увеличивают пассионарный заряд этноса и изменяют его историческую судьбу.
Пассионарный толчок – явление достаточно редкое. Гумилев насчитывает их всего 9, произошедших на Евроазиатском материке, причем каждый из них породил и изменил историческую судьбу нескольких цивилизаций.
Они происходят на ограниченных зонах пассионарного толчка. Эти зоны близки к геодезическим линиям и четко ограничены во времени – мутации продолжаются всего год-полтора. За пределами зоны пассионарного толчка (ширина ее 200-300 км, длина может достигать многих тысяч километров) пассионарного всплеска не происходит.
Гумилев рассматривает четкую локализацию зон пассионарных толчков в пространстве и времени как аргумент в пользу космического происхождения сил, их породивших, пассионарные толчки вызваны к жизни либо солнечной активностью, либо излучением галактического происхождения. Сам он склоняется, ко второй гипотезе – так как космические лучи, отклоненные магнитным или гравитационным полем планеты, вполне могут быть сфокусированы в геодезические линии.
Гумилев выделяет следующие фазы в развитии этногенеза:
Фаза гомеостаза.
Пассионарный толчок, после пассионарного толчка, общество через 20-25 лет.
Вступает в фазу подъема – сначала скрытого, а затем явного. Фаза подъема продолжается около 300 лет, а пассионарная напряженность при этом возрастает с уровня гомеостаза до уровня, соответствующего стремлению к идеалу победы, количество пассионарной энергии нарастает. Общество при этом развивается сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее. Этнос, зародившийся в начале фазы подъема, в конце ее вступает на историческую арену.
Акматическая фаза, характеризующаяся прекращением роста пассионарной напряженности. Ее уровень все еще очень высок и колеблется от стремления к идеалу победы до жертвенности. Но дальнейшего роста и накопления потенциала уже не происходит. Система испытывает пассионарный перегрев. Общество, стремясь к самосохранению, «выплескивает» пассионарную энергию за собственные пределы. Начинается территориальная экспансия, и в ее процессе уровень пассионарной напряженности снижается. События могут разворачиваться и по-другому, но этнос избавляется от избытка пассионарной энергии, «сбрасывая» ее в многочисленных войнах и конфликтах. Акматическая фаза также продолжается около 300 лет.
Фаза надлома, для которой характерно быстрое снижение пассионарной напряженности вплоть до уровня поиска удачи с риском для жизни. Эта фаза продолжается всего 150 лет. Уровень пассионарного напряжения при этом достаточно высок, и именно эта фаза впоследствии осознается как «золотой век». В это время получают свое наивысшее развитие науки, ремесла, искусства. Этнос становится уже настолько зрелым, что оказывается способным породить высокую культуру. В Европе фазе надлома соответствует эпоха Возрождения время, когда достижения высокой культуры уживались, со Святейшей инквизицией. Жизнь в этой фазе нестабильна, конфликты часты.
Инерционная фаза, когда уровень пассионарной напряженности колеблется, снижаясь с достигнутого ранее уровня до стремления к благоустроенности без риска для жизни. Эта фаза продолжается 300 лет, и главные изменения, связаны не с самим этносом, а с вмещающим его ландшафтом. Эта фаза характеризуется бурным ростом населения, что объясняется снижением пассионарной напряженности, прекращением войн и конфликтов. Резко увеличившееся в численности население столь же резко увеличивает нагрузку на природную среду, причем результаты часто оказываются катастрофическими.
Обскурационная фазы (лат. затемняющий; враждебное отношение к просвещению и науке). Число субпассионариев, бывшее примерно постоянным на всех фазах этногенеза, начинает увеличиваться в силу того, что снизившийся уровень пассионарного напряжения позволяет им конкурировать с остальными членами социума. Результатом является еще большее снижение пассионарности данного этноса, что приводит к социальному застою и культурному регрессу.
Этнос достигает уровня гомеостаза, на котором он находился около 1200 лет назад, в момент пассионарного толчка, далее события могут развиваться следующим образом:
не удерживается на нем, и скатывается на субпассионарный уровень,
регенерации этнического организма,
существование в мемориальной фазе как реликт,
Таковы общие фазы процесса этногенеза, которые этнос проходит от зарождения через расцвет и до гибели.
А.Л. Чижевский (1897-1966) один из первых обратил внимание на такие факторы исторического процесса, как моры, засухи, эпидемии, роль войн в уменьшении численности населения, волнообразные колебания климата. Чижевский считал, что «солнце не решает ни общественных, ни экономических вопросов, но в биологическую жизнь планеты оно безусловно вмешивается активно»124, катализируя человеческую деятельность за счет изменений психофизиологического фона организма. Он установил связь с солнечной активностью таких феноменов, как эпидемии, психопатические массовые истерии, частота преступлений, частота несчастных случаев и т.д. Неблагоприятные в физиологическом отношении изменения окружающей среды усугубляют отрицательные моменты в жизнедеятельности людей: у части населения усиливается угнетенное состояние психики, обостряется раздражительность и негативные реакции, что с большой вероятностью ведет к негативным социальным последствиям. В литературе рассматривались солнечные и климатические циклы с периодом 5-6, 11, 22, 33-35 лет.
В марте 1918 г. Чижевский представил на историко-филологический факультет Московского университета диссертацию по всеобщей истории «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса», в которой был собран и проанализирован материал по истории более 80 стран и народов человечества за 2500 лет. Статистический анализ исторических событий с участием народных масс показал, что в годы минимальной солнечной активности наблюдается минимум массовых движений (5 %) и, наоборот, в годы максимальной солнечной активности происходило более 60 % социальных катаклизмов.
В своей книге «Физические факторы исторического процесса» (1924) Чижевский делает вывод, что течение всемирно-исторического процесса составляется из непрерывного ряда циклов с периодом 11 лет, синхронных с пятнообразовательной активностью солнца. В 11-летнем всеобщем историческом цикле Чижевский выделяет следующие четыре фазы: минимальной возбудимости (3 года); нарастания возбудимости (2 года); максимальной возбудимости (3 года); падения возбудимости (3 года).
Поворотные пункты всемирной истории, по Чижевскому, в основном попадают на третью, главную фазу цикла. Именно в этот период достигает максимума влияние вождей, полководцев, ораторов, прессы. Надо сказать, что подобные гипотезы высказывались и другими учеными. Так, историк и астроном Д.О. Святский обратил внимание на то, что периоды сильной солнечной активности были отмечены крупными общественными потрясениями. Одной из первых работ в данной области было исследования В Гершеля о связи солнечной активности и колебаний цен на зерно (1801 г.).
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек