logo
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Представления о времени

Проблема времени в истории занимала мыслителей всех эпох и народов, ей посвящена огромное количество литературы. Первый, если не главный вопрос, который давно был поставлен, – в чем смысл различия времени в естественных науках и времени, которое воспринимается в истории субъективно человеком в процессе жизни или историком при изучении развития общества.

Первое понимание времени определяет его как внешний фактор, никак не связанный с происходящими процессами, будь то движение небесных светил, колебания молекул в атомных часах или физиологический рост самого человека. Второе понимание времени рассматривает его как деятельность тех или иных процессов в человечестве. Следовательно, оно зависит от протекания этих процессов.

Остановимся на понятии времени астронома и физика. Издавна именно астрономические явления определяли ритм жизни. Восход и закат Солнца, смена времен года, фазы Луны и движение планет навязывали человеку ход времени с постоянством и неоспоримостью, которые представлялись абсолютными. Полнее всего это понятие об абсолютном времени было выражено Ньютоном при утверждении основных представлений классической механики: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год»110.

Современному физику, воспитанному на мыслях об относительности времени, такие представления недостаточны, особенно после того глубокого понимания времени, которым мы обязаны Эйнштейну. В специальной теории относительности время по-прежнему независимо от состояния развития системы, поскольку речь идет о кинематике инерциальных систем отсчета, движущихся без ускорения, а, следовательно, и без взаимодействий. Здесь уместно вспомнить определение времени, данное еще Аристотелем: «время есть число движения». Однако в общей теории относительности течение времени уже зависит от изменения состояния и гравитационного поля системы.

Идея о собственном внутреннем времени эволюции системы кажутся естественными после работ И.Р. Пригожина по самоорганизации диссипативных структур и введенной им направленности стрелы времени111. Диссипативные системы – механические системы, в которых происходит диссипация энергии. Диссипация энергии – переход части энергии упорядоченных процессов (кинетической энергии движущегося тела, энергии электрического тока и т.д.) в энергию неупорядоченных процессов, в конечном счете – в теплоту. В процессе эволюции подобных структур развитие необратимо. Это принципиально отличает их от простых физических систем, в которых движение и процессы обратимы, что является следствием временной симметрии законов Ньютона в механике и уравнений Максвелла в случае электрических и оптических явлений.

Следует отличать течение физического, ньютоновского, Времени-1 и исторического времени, которое связывают с характерной длительностью процесса развития, Времени-2. События во Времени-2 необратимы. Это хорошо выражено в афоризме Гераклита: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В истории человечества непрерывный рост числа людей и есть та река времени, в которую невозможно вернуться.

Таким образом, понятие Времени-2 как собственного, социального времени человечества, введенного на основе анализа понятия длительности исторических процессов, получило свое подтверждение в выражении для динамики роста населения. Однако историки редко обращаются к данным демографии, в то время как именно численность населения дает, пусть и не полную, но универсальную количественную характеристику сообщества людей и тем самым ключ к пониманию динамики развития человечества.

Таблица 4