6.2. Общество. Человек. Культура
Социальная сущность культуры отражена в ее понятии. Своим происхождением термин «культура» (от лат. cultura – возделывание почвы, развитие) обязан труду, преобразующей деятельности человека. Впоследствии укоренилось переносное значение этого термина – просвещенность, образованность, воспитанность. Развитие форм общения и деятельности характеризует профессиональную культуру различных групп социума и отдельных личностей в истории и современности. Определенно, современное освоение культуры в философии и науке связано с оценкой культуры в аспекте общественного бытия. Видимо, поэтому культура в современной науке изучается комплексом гуманитарных наук (теорией культуры, философией культуры, культурной антропологией, этнографией). Социальное бытие в процессе освоения человечеством природы отличает существование совокупности искусственных объектов, созданных только людьми. Культурная область в нем имеет источником и формообразующим началом человеческий труд.
Культура воплощает разумные усилия человечества. В первую очередь, культура является активной силой понятийной (языковой) деятельности, освоения и выработки ценностей, движения общественных отношений и правил (в том числе норм) поведения. Понятия содержатся главным образом в языке, формируются социумом. В философии культуры всегда важное место отводится языку. Язык – явление социальное, осваивается в общении с другими людьми (в социальном взаимодействии). Родной язык практически невозможно забыть, если он усвоен с детства. Язык позволяет общение и эффективную передачу информации. Культурное значение языка усиливает обстоятельство его глубинной связи со всем народом и Родиной.
Культура может быть оценена как тончайшая социальная материя Вселенной, возникшая вместе с человеком и сопровождающая людей в прошлом и современности. Культуры отличают не только язык и понятия, а также отношения. Отношения связаны с рассмотрением различных частей мира и выявлением связи между ними на основе причинной обусловленности. Культура формирует определенные представления о мире и его частях и связях, отливает понятия, которыми эти представления представлены. Именно культура позволяет осуществлять органично и в гармонии существование общественной жизни и человека. Осознание культурной принадлежности высвечивает материальные и духовные ценности и способы их создания, владения ими для национального и личного прогресса. Совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания следует умело использовать для прогресса человечества, что существенно для подлинной культуры. Такой культуры, которая становится единственным критерием общественного развития.
Рассматривая соотношение общества и культуры, следует указать, что культура не составная часть общественного развития, а ее неотъемлемая характеристика. Бытие культуры отличает человеческое бытие от природного (животного). Это определенное качественное состояние общества, его деятельность, формирующая людей. Приобщение к культуре великий труд, воплощающий физические и духовные качества человека. О культуре судят по духовным качествам людей, одаренности борением духа.
Культура – это неотъемлемая компонента жизни общества. Не существует культуры без общества, как нет общества без культуры. Уровень развития культуры неотделим от социального существования. Экономика, материальное производство, уровень жизни во многом определяют культурную жизнь человека. Движение социума, в свою очередь, тысячами нитей вплетает культурную ткань: субъективно-личностную деятельность человека, разнообразие деятельности и менталитета, способы и нормы общественной организации, опыт, знания, артефакты, творчество. Образование, науки, искусства в творческой перспективе вырабатывают образцы нового (изобретения, открытия, произведения и др.), а результаты творчества включаются в движение общества, обновляя его. Причем общественная жизнь необходимо зависит от развития каждой личности. Мир становится более целостным, культурное развитие человека вносит прогрессивное начало в жизнь общества.
Культура может рассматриваться как целое. Культура возникает, формируется и развивается закономерно в знаковой системе, формировании устойчивых структур, традиции, преемственности, новации, трансляции и воспроизведении в среде других культур. Формируясь в недрах народного бытия, она развивает коллективную основу в жизни человека. Социальный опыт, выработанный коллективно, порождает программы общения, деятельности и поведения индивида и социальных групп, которые обеспечивают воспроизводство морфологии общества в реальном мире. Это разнообразие форм социальной жизни, общения и деятельности, наличествующей предметной сферы, социальных связей и типов личностей, поведения людей в определенный период развития общества в прошлом или современности связывается единством способа мышления человечества. Единство культур формируется единством судеб исторического развития, прохождением сходных этапов истории, производством схожего социального опыта различных народов и прохождением уровней развития культуры, устойчивой трансляцией и воспроизведением общечеловеческих ценностей средствами передачи культуры. Некоторые философы полагают различия культур несущественными, производными «стадий роста» различных стран (У. Ростоу и его последователи).
В процессе развития и становления культур нет жесткой природной детерминированнности: в эпоху культур человек освобождается от влияния природных, инстинктивных способов существования и становится существом, сознательно формирующим собственную жизнь. Вырабатывается механизм трансляции выработанных знаний человеку, свойственный только людям, особенно общие принципы мышления. Этот культурный уровень организации существования делает человека свободным от примитивной животной организации существования в дочеловеческом стаде во Вселенной. Благодаря повышению культуры человек сохраняет и упрочивает социальную устойчивость и не возвращается в природное состояние.
В современную эпоху особенно важными для развития общества становятся социальные функции культуры. Культура людей выражает личностную сторону их деятельности в обществе, выполняют функцию трансляции опыта, знаний и результатов совместной деятельности. Причем новые идеи и те из них, которые находятся в стадии разработки и еще не получили признания, и те, которые уже получили признание, являются результатом деятельности – все это дает результат, который включается затем в процесс развития общества, внося в него новые элементы. Изобретения могут превратиться в фактор развития общества, оказывать влияние на него. Среди наиболее заметных изобретений следует отметить создание атомного оружия. Для устранения угрозы ядерного самоуничтожения во всем мире предприняты значительные усилия правительственных организаций и неправительственных организаций и объединений, общественных движений ученых, врачей, матерей военнослужащих и других. Созданы и действуют различные комитеты во многих странах планеты, вливаясь в борьбу за прочный мир, снижение угрозы ядерной и военной опасности, за мир. Устранение страшной угрозы ядерной войны формирует прогрессивные силы человечества, что оказывает влияние на экономические, правовые и политические процессы современного общества. Не все изобретения реализуются, в ходе исторического развития общество как бы осуществляет отбор изобретений, идущих со стороны культуры. Не были реализованы работы советских генетиков: от текущего состояния общества зависит реализация культурных результатов, предложенных обществу.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек