7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
Сорокин Питирим Александрович (21 января 1889 г., с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. — 11 февраля 1968 г., Уинчестер, шт. Массачусетс, США) – русско-американский социолог и социальный мыслитель. С его именем связаны идеи: интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики.
Родился в России; с 1920 г. – профессор Петроградского университета. С 1922 г. – в эмиграции. С 1930 г. – профессор Гарвардского университета. Исторический процесс Сорокин рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов.
Анализ исторического процесса есть анализ социальной жизни данного общества. Наряду с факторами физических условий, такими, как климат, географическое положение, и др., важнейшим фактором, способным повлиять на ход исторических изменений, становится стабильность или распад культурной сверхсистемы, определяющей доминантные черты поведения членов этого общества. Сорокин полагает, что люди, вступившие в систему социальных взаимоотношений, тогда становятся обществом, когда оказываются способными к выработке общественно приемлемых стереотипов поведения, основанных на нормах и ценностях, равнозначимых для всех, и каждое общество можно понять и описать только сквозь призму: «значения, нормы, ценности», эти элементы составляют основу системы, культурного качества.
Культурные качества остаются неизменными в спокойные периоды мировой истории и в годы бедствий и лихолетья. Ценностные системы можно свести к четырем императивным идеалам:
Идеал когнитивной, познавательной деятельности – Истина.
Эстетический идеал – Красота.
Идеал социального действия – Добро.
Интегральный идеал социального целого – Польза.
Любая социальная активность может быть объяснена в этих универсальных категориях.
Таким образом, центральным понятием философии истории Сорокина становится понятие «ценность». Именно это определяет облик общества, типическое поведение его членов, а, в конечном итоге, его судьбу.
Сорокин отвергал экстерналистские теории влияния внешней среды, «механические и бихевиористские интерпретации ментальных и социокультурных феноменов». Если все внешние условия постоянны, изменения все равно неизбежны, они являются имманентным, неотъемлемым атрибутом любой социокультурной системы. Система содержит в себе зародыш, семя перемен. Внешние условия постоянны для семьи, государства, экономической организации, политической партии или любой другой социальной системы, то же самое предполагается для любой интегрированной системы искусства или науки, философии, религии, права, каждая из перечисленных социальных и культурных систем не остается неподвижной, им имманентно предназначено изменяться для поддержания собственного существования и функционирования. Быстро или медленно система должна претерпеть трансформацию… Изменения укоренены в самой природе социальных систем.
В этом заключается суть принципа имманентных изменений. Влияние же внешних факторов не может изменить последовательность фаз развития системы, не может принудить систему перейти в состояние, потенциально ей не свойственное123.
Основой концепции является рассмотрение общества и культуры как единого социокультурного феномена — суперсистемы. На базе огромного эмпирико-статистического изучения искусства, науки, религии и права Сорокин делает вывод о существовании трех основных суперсистем, периодически сменяющих друг друга в истории.
Идеациональная культура ориентирована на вечные ценности, главной ценностью в ней является Бог. Это религиозная культура. Церковь стоит у власти, господствует строгая дисциплина во всем обществе, искусство носит религиозный характер, все сюжеты живописи и литературы взяты из истории религии. Идеациональные культуры существовали в брахманской Индии, в Греции с VIII в. по конец VI в. до н.э., в Европе в IX–XII вв.
Чувственная культура ориентирована на материальные чувственные интересы, на удовлетворение материальных потребностей. Власть, как правило, принадлежит народу, господствует демократия. Войны, политические и финансовые кризисы, нищета, безработица, падение нравов – все это признаки чувственной культуры. Элементы этой культуры зародились еще в XVI в., но стали доминирующими в Европе с конца XIX в.
Идеалистическая культура является синтезом первой и второй культур, она берет все лучшее из них и является как бы самой «лучшей» культурой для развития и прогресса людей. Идеалистическая культура была в Греции в V-IV вв. до н.э., в XIII-XIV вв. в Западной Европе.
Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов сосуществуют, не образуя органической интеграции.
В настоящее время, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Кризис отмечен необычайным взрывом войн, революций, анархии и кровопролитий; социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом; возрождением отвратительной жестокости, разрушением больших и малых ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов.
Ни Гитлер, ни Сталин, ни Саддам Хусейн, ни Хрущев и ни Брежнев не создали этот кризис. Наоборот, кризис создал их такими, каковы они есть, – его инструментами и марионетками.
Многие продолжают думать, что это обыкновенный кризис, подобный тем, которые уже не раз случались в западном обществе по нескольку раз в столетие.
Другие видят этот кризис в противопоставлении свободных демократических стран и стран тоталитарных. Встречаются даже такие «эксперты», которые сводят суть кризиса к конфликту «плохих людей» вроде Гитлера, Сталина и Муссолини, с одной стороны, и «людей хороших», типа Черчилля или Рузвельта, – с другой.
Шпенглер считал, что данный кризис, разворачивающийся в Европе с начала XX в., – результат агонии западного общества и его культуры. Кризис вовсе не означает агонию западной культуры и общества. Нет закона, по которому каждая культура проходит стадии детства, зрелости и смерти – это все только биологическая аналогия.
Согласно Сорокину, все эти мнения о причинах кризиса неверны. Настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это не просто экономические или политические неурядицы – кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырех столетий, в разрушении преобладающей чувственной культуры. Мы живем и действуем, считал Сорокин, в один из поворотных моментов истории человечества, когда одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется. Возникнет новая культура, скорее всего идеациональная, вновь возрастет роль религии в жизни общества. Время перехода отличается культурной поляризацией общества, когда часть людей «ментально и морально дезинтегрируется». Поэтому в такие эпохи на первый план выступает необходимость сплочения сил «позитивного полюса», способствующего сохранению системы ценностей, основанной на «чувстве нравственного долга и Царства Божия». Ускорить приход идеациональной культуры может распространение в мире идей альтруистической любви.
Никто сейчас точно не может предсказать форму следующей культуры. Древние говорили: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» Но мы живем именно в такую эпоху – тревожную, страшную, полную потрясений и катаклизмов, но в то же время самую интересную эпоху за последние четыре тысячи лет.
Теория конвергенции, то есть сближения двух противоположных социальных систем – демократии западного образца и российского (советского) коммунизма, была выдвинута Сорокиным в 1960 году. Эссе, озаглавленное им «Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу» наделало немало шума, поскольку вышло в свет в годы, когда каждая из стран была абсолютно уверена в истинности собственной социальной системы и в беспредельной порочности ее у своего антагониста. С его точки зрения, на наших глазах разворачиваются два параллельных процесса – упадок капитализма (что связано с разрушением его первооснов – свободного предпринимательства к частной инициативы) и кризис коммунизма, вызванный его неспособностью удовлетворять элементарные жизненные потребности людей. При этом концепцию коммунистического общества Сорокин считает глубоко ошибочной. Экономика такого общества и его идеология есть разновидности тоталитаризма, к такому положению Россию привело кризисное состояние (в котором страна находилась перед революцией), завершившееся тоталитарной конверсией. Однако ослабление критической ситуации ведет к детоталитаризации общества, к восстановлению институтов Свободы. Следовательно, если в будущем удастся избежать кризисных состояний, то коммунистический режим в России неизбежно придет в упадок и рухнет, поскольку коммунизм может выиграть войну, но не может выиграть мир. Напомним, что это было написано 1960 г., когда СССР являлся мощнейшим государством мира — и не только себе самому, но и своим врагам.
Суть конвергенции в том, что системы ценностей, права, науки, образования, культуры этих двух стран – СССР и США – не только близки друг к другу, но и как бы движутся одна навстречу другой, и конвергенция вполне может привести к образованию смешанного социокультурного типа.
Во многом независимо от Питирима Сорокина и на другой фактологической и методологической основе, к выводу о неизбежности конвергенции приходит академик Андрей Дмитриевич Сахаров.
Эта теория получила развитие в концепции Френсиса Фукуямы, американского ученого японского происхождения. Фукуяма, основываясь на теории конвергенции и исторических изменениях, происходивших в СССР, сделал вывод о том, что с крахом коммунизма как исторически значимой общественной системы, из мировой истории удаляется последнее глобальное противоречие, противоречие между двумя системами.
Мир становится монополярным, а это означает, что история лишается своей движущей силы, поскольку только глобальное противоречие способно заставить вращаться колесо исторического процесса. И, несмотря на то, что локальные противоречия и локальные конфликты вполне возможны, глобальная, общемировая история должна прекратить свое развитие.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек