7.4. История как технологическая модернизация
Книга «Стадии экономического роста» У.У. Ростоу, известного американского экономиста и социолога, которая имеет характерный подзаголовок: «Некоммунистический манифест», была задумана как антимарксистская доктрина, но она мало отличается от построений Маркса.
Здесь та же схема однолинейного прогрессивного развития, только вместо формаций употребляется слово «стадия». И стадий также пять:
1-я стадия — традиционное общество, включает в себя всю историю человечества от его зарождения до возникновения капитализма. Здесь господствуют аграрное производство, «донъютоновская наука и техника», власть находится в руках тех, кто владеет землей;
2-я стадия — переходное общество. Появляются научные открытия и изобретения, способные повлиять на производство; формируется предприимчивое инициативное меньшинство, которое переводит общество на рельсы промышленного развития. Складываются нации, и начинается бурное оживление национализма. В Европе это период европейских буржуазных революций XVII—XVIII вв.;
3-я стадия — сдвиг (или промышленная революция). Происходит быстрое накопление капитала, ускоренное развитие ведущих отраслей промышленности. Первыми в эту стадию вступила Англия в конце XVIII в., Франция и США — в середине XIX, Германия во второй половине XIX в., Россия в 1890—1914 гг., Индия и Китай в 1950-е гг.
4-я стадия — стадия зрелости. Значительно увеличивается национальный доход, бурно развивается автомобиле- и судостроение, станкостроение. Общество демонстрирует, что оно может производить все, что захочет. В Англии этот период был достигнут к 1880 г., в США – к 1900 г., в России – к 1950 г.
5-я стадия — стадия массового потребления. Внимание сосредоточивается на проблемах потребления и росте благосостояния населения: медицина, отдых, удобное и просторное жилье, высокий уровень комфорта. Возникает общество «всеобщего благоденствия», в которое в 1970-х гг. вступили США, а позже ФРГ, Япония и некоторые другие страны.
Вся история сводится у Ростоу к истории совершенствования техники, к технологическому прогрессу (технологической модернизации). Согласно теории модернизации, дверь к богатству открыта для всех. Поскольку технологический прогресс распространяется по всему миру, все страны должны развиться в промышленном отношении.
Согласно теории модернизации, странам с высоким уровнем доходов отводится четыре важные роли в глобальном экономическом развитии.
1. Помощь в контроле численности населения. Поскольку прирост населения наиболее велик в самых бедных странах, он может опережать успехи в экономике. Богатые нации могут помочь ограничить прирост населения, экспортируя технологию ограничения рождаемости и способствуя ее использованию. С началом экономического развития уровень рождаемости должен понизиться, как это произошло в промышленно развитых странах, поскольку иметь детей становится экономически невыгодно.
2. Увеличение производства продовольствия. Богатые страны могут экспортировать высокотехнологичные методы ведения сельского хозяйства в бедные государства и, таким образом, повысить производительность сельскохозяйственного производства. Подобные методы, в целом называемые «зеленой революцией», означают посев семян новых гибридов, современные методы ирригации, внесение химических удобрений и пестицидов.
3. Внедрение индустриальной технологии. Богатые страны также способны ускорить экономическое развитие в бедных, снабжая те машинами и информационной технологией, что повышает производительность труда. Кроме того, в результате индустриализации рабочая сила перемещается из сельского хозяйства в промышленность и сферу обслуживания.
4. Предоставление иностранной помощи. Инвестиционный капитал, каким располагают развитые страны, может повысить шансы бедных обществ на подъем экономики, согласно модели Ростоу. На иностранную помощь можно купить удобрения и финансировать ирригационные проекты, которые увеличивают производительность сельского хозяйства. Финансовая и техническая помощь также позволит строить электростанции и фабрики, чтобы увеличить объемы промышленного производства…
Теория модернизации имеет много влиятельных сторонников среди социологов… Кроме того, в течение многих десятилетий она формировала внешнюю политику США и других развитых стран. Ее сторонники указывают на быстрое экономическое развитие в Азии – включая Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг – как на доказательство того, что рост благосостояния, сопровождавший индустриализацию в Западной Европе и Северной Америке, возможен повсюду.
Но, во-первых, представители социалистических стран (и западные аналитики, придерживающиеся левых взглядов) резко критикуют теорию модернизации как завуалированную защиту капитализма. По мнению критиков, ее самый серьезный недостаток заключается в том, что в большинстве бедных стран модернизация не произошла. ООН недавно сообщила, что жизненный уровень во многих странах, в том числе на Гаити и в Никарагуа (Латинская Америка), Судане, Гане и Руанде (Африка), фактически ниже, чем в 1960 г. ...
Во-вторых, теорию модернизации критикуют за то, что она не может объяснить, каким образом самые богатые страны, которым выгодно существующее положение, часто блокируют путь бедных стран к развитию. Критики обвиняют первые в том, что столетия назад они добились промышленной мощи, используя свою силу в мире. Следует ли сегодня ожидать промышленный рост в бедных странах, если они слабы?
В-третьих, продолжают критики, в теории модернизации богатые и бедные общества рассматриваются как отдельные миры и игнорируется роль международных отношений. Прежде всего, именно колонизация повысила благосостояние Европы. Она была экономическим золотым дном для европейских наций, но страны Латинской Америки и Азии до сих пор не могут оправиться от этого.
В-четвертых, критики утверждают, что теория модернизации выставляет наиболее развитые в мире страны как стандарт для всего человечества, будучи этноцентрически предвзятой. Следует помнить, что, придерживаясь нашей западной концепции «прогресса», мы разрушили окружающую среду во всем мире и безрассудно увязли в конкуренции и практицизме.
И наконец, в-пятых, теория модернизации вызывает критику за утверждение о том, что в глобальной бедности почти полностью повинны сами бедные общества. Критики расценивают такую позицию как обвинение жертв в их собственном тяжелом положении. Вместо того, утверждают они, анализ глобального неравенства должен сосредоточиться на действиях и беднейших, и богатых наций»121.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек