8.3. Информационная революция и человек
В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не получила общепринятого названия. Это и понятно – она еще более в истоках, чем в развороте. Ее расцвет еще впереди.
В разных теоретических системах она именуется неодинаково. В марксистской терминологии это «научно-техническая революция», по цивилизационной типологии О. Тоффлера, «социо-техническая революция». Чаще всего ее называют информационно-компьютерной или информационно-экологической. Ее собственным внутренним стержнем выступает создание и развертывание электронно-компьютерной и биотехнологической технологий. Ее результатом в самом широком смысле может стать новая цивилизация, «постиндустриальная», «информационная», «информационно-экологическая».
Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более и более наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.
Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее вглядеться в само понятие «информация». Еще недавно, так сказать, в докибернетическую пору информация понималась попросту как передача сообщения. В последние десятилетия на волне кибернетического бума это понятие переосмысливалось и углублялось. Сегодня оно трактуется как некоторая субстанция, которая питает как исследователей, вчитывающихся в непознанное, так и тех, кто стоит у руля процессов управления производством и социальной жизни.
Возникли философские концепции, в которых информация ставилась в один ряд с протяженностью и движением. Информационность трактуется в них как свойство всего Универсума и каждой его составляющей. Во многих случаях у разных авторов информация понимается как отраженное разнообразие, устранение неопределенности, отрицание энтропии, передача многообразия, мера сложности структур, вероятность выбора и т. д. При всем этом логически строгого общепринятого определения информации пока нет.
И на бытовом уровне уже ходят присказки типа «информация – мать эрудиции». Понимание того, что информация есть некоторый содержательный сгусток любого знания, его внутренняя доминанта, глубинный стержень становится широко распространенным. Полагая возможность развития общества как «информационного», мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» моментов на «информационные».
Как мы уже говорили, одной из базовых составляющих культуры является техника. На Земле нет, кроме человека, ни одного существа, которое нуждалось бы в энергии, не могущей быть освоенной натурально, физиологически. Недаром возник миф о Прометее, похитившем огонь у богов. От первого костра кроманьонцев до современных гидростанций и атомных реакторов таков путь расширения энергетической основы технического прогресса. Последовательно сменяют друг друга как основы технических конструкций: дерево, медь, бронза, железо, сталь, сплавы, композиты разных модификаций. И их роль не исчезла.
Однако главным и основным стало сейчас решение проблемы: как именно соединить энергию и материал, сконцентрировать, отстроить, собрать много в единое. А для этого и надо опираться на информацию, прежде всего сущностную, т.е. научную. Техника и технология наших дней весьма наукоемки.
Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое производство, биотехнологии и т.п.) выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории. В их лице мир вглядывается в свое обозримое будущее. Действительно, создание этих технологий вполне можно охарактеризовать как революцию, т.е. радикальное качественное преобразование в основах производительной деятельности, в отношении Человечества и Природы.
Весь мир производства там, где он вступил в фазу революционных изменений, разительно меняет свой облик. Меняется соотношение производства благ и сферы услуг в пользу последней. Снижается весомость тяжелой промышленности, идет ее разукрупнение, диверсификация (умножение многообразия). Жесткие вертикальные моноструктуры заменяются более мягкими, территориально рассеянными производственными сетями. Интеллектуальная деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Компьютерная технология расширяет возможности мыслительных актов, разоружает память, создает предпосылки для творческих взлетов.
В этой ситуации резко возрастает необходимость создания «республики ученых», т.е. того сообщества, которое занималось бы беспрерывной атакой неизведанного, умножала бы «умственную силу» рода людей. Высоко значимым становится массовое образование, построенное на основе фундаментальных свершений науки. Страна, где пренебрегают сферой образования и поворачиваются спиной к науке, обречена на гниение. Дальновидные экономисты давно осознали значимость «человеческого капитала». А это значит, что наиболее впечатляющий результат, высочайшую эффективность дают «вложения» в человека. Будущее экономики, экологии вообще человеческой жизни зависит, прежде всего, от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.
Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких социальных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности – социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Традиционные представления о социальных структурах, характерные для XIX в. или первой половины XX в., по всей вероятности, уйдут в прошлое. Уже происходят процессы, ведущие к тому, что в промышленном производстве остается все меньше «синих воротничков» (рабочих). Зато все больше становится «белых воротничков» (специалистов) и «стальных воротничков» (роботов). Возникает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией. А. Тоффлер называет его «когнетариат».
Информационная технология стремительно развивается. Так, в 1971 г. первый в мире микропроцессор («Кремниевый чип») содержал 2300 транзисторов и позволял выполнять 60 тыс. операций в секунду. В 1993 г. компьютер пятого поколения содержал уже 3 млн. 300 тыс. транзисторов и выполнял 166 млн. команд в секунду. Знатоки и эксперты полагают, что к концу столетия появятся компьютеры шестого и седьмого поколения, которые будут содержать в каждом процессоре 80-100 млн. транзисторов и выполнять до 2 млрд. команд в секунду.
Существенно изменится и духовно-культурная сфера общества. Информационная технология станет мощным генератором и резким усилителем культурных сдвигов и инновации. Она вызовет противоречие и неоднозначные процессы. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому человеку получать необходимую информацию. И это изменит характер массовой культуры, системы образования, расширит кругозор каждого отдельного человека. Два противоположных процесса в культуре: массификация и демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут немало непредсказуемых коллизий и неожиданных возможностей. В целом они выведут культуру на иной качественный уровень.
Информационная революция не может не затронуть сферу политических отношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей непосредственного участия каждого в принятии демократических решений, упрочение демократической индивидуальной свободы. Но вместе с тем возникает опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть до манипулирования ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях недопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы каждого человека.
И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствие. Разумеется, многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее, можно предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех, становление информационной эпистемологии окажут воздействие на характер интеллектуальной деятельности.
В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности – «виртуальная реальность», искусственная псевдосреда, с которой можно общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается в частности в феномене маньяков компьютерных игр и экстатической погруженности в «виртуальную реальность».
Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в постоянный и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно преобразует процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение. Высокий уровень информированности, попросту несравнимый с современным, пробуждение творческого потенциала, невиданные способы общения людей – все это породит иной тип человеческой личности.
Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями (например, А.Д. Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не решает всех коллизий в отношении «общество-природа». Назревающий глобальный экокризис повелительно требует поворота общества в сторону коэволюционных задач, т.е. достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической среды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мы захлебнемся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.
Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчеты, насколько сможет хватить в обозримом будущем невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т. д.). Но есть один ресурс, который стремительно возрастает – интеллектуальный, информационный и, прежде всего, ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.
Завершая главу о человеке в информационно-техническом мире, поставим вопросы: есть ли будущее у научно-технического прогресса? Во всех ли отношениях его можно рассматривать как прогресс? Дело в том, что, создавая «техносферу», человечество теснит природу, антропогенное воздействие на биосферу Земли становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие урожаи и дома с горячим водоснабжением оказывается непомерно высокой. Видимо, не по всем параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть благо. Многое в нем пугающе быстро оборачивается злом. Перед человечеством возникли глобальные проблемы, выросли проблемы выживания рода людей.
СОДЕРЖАНИЕ
(О.В. Ботьева) |
3 |
| 3 |
| 18 |
| 65 |
| 65 |
| 70 |
| 72 |
|
84 |
| 84 |
|
132 |
|
136 |
|
141 |
| 141 |
| 155 |
| 164 |
|
173 |
| 174 |
5.2. Формы познания | 178 |
| 184 |
| 187 |
| 192 |
| 195 |
| 195 |
| 197 |
| 200 |
| 202 |
| 205 |
7.1. Становление философии истории | 205 |
7.2. Духовно-политическая история Г.В.Ф. Гегеля | 211 |
7.3. Исторический материализм К. Маркса | 213 |
7.4. История как технологическая модернизация | 221 |
7.5. Концепция циклического развития, культурологический подход О. Шпенглера | 223 |
7.6. Историческая концепция А. Тойнби | 227 |
7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами | 235 |
7.8. Человек и исторический процесс | 240 |
7.9. Концепции исторического развития К. Ясперса | 245 |
7.10. Гражданское общество и государство | 247 |
7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации | 250 |
|
255 |
| 255 |
| 264 |
| 269 |
Алла Александровна Корниенко
Раиса Брониславовна Квеско
Марина Алексеевна Макиенко
Ольга Владиленовна Ботьева
Ирина Владимировна Брылина
Геннадий Константинович Гульбин
Наталья Ивановна Макаренко
Раиса Афанасьевна Мигуренко
Елена Витальевна Рубанова
Юрий Семенович Плотников
Вера Николаевна Фадеева
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Научный редактор доктор филос. наук В.Г. Рубанов
Редакторы: Р.Д. Игнатова
Н.Я. Горбунова
Подписано к печати .
Формат 60х84/16. Бумага офсетная
Плоская печать. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд.л. ___.
Тираж ___ экз. Заказ № ___Цена: Свободная.
Типография ТПУ. 634034, Томск, Ленина, 30.
1 Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 429.
2 Сорокин П.А. Кризис нашего времени. – С. 431.
3 Сорокин П.А. Кризис нашего времени. – С. 464.
4 Юшкевич П.С. О сущности философии // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. – М., 1990. – С. 164.
5 Кучевский В.Б. Социальная философия: общество и сферы его жизнедеятельности. – М., 2003. – С. 56-58.
6 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – С. 28-31.
7 Капица С.П. Общая теория роста человечества: сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. – М., 1999. – С. 52-53.
8 Капица С.П. Общая теория роста человечества: сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. – С. 76-79.
9 Капица С.П. Общая теория роста человечества: сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. – С. 88-90.
10 Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М., 1999. – С. 161.
11 Юнг К.Г. Архаичный человек // Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1993. – С. 158-184.
12 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – С. 28-31.
13 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – С. 279-280.
14 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М., 1997. – С. 63.
15 Трубецкой Е.Н. Миросозерцание блаженного Августина // Религиозно общественный идеал западного христианства. – СПб., 2004. – С. 182-183.
16 Франк С.Л. С нами Бог // Франк С.Л. С нами Бог. – М., 2003. – С. 587.
17 Юркевич П.Д. По поводу статей богословского содержания, помещенных в «Философском лексиконе». – С. 327.
18 Франк С.Л. С нами Бог. – С. 586.
19 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 79.
20 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 80.
21 Соловьев В.С. «Неподвижно лишь солнце любви…». Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. – М., 1992. – С. 53.
22 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – Т.1. – М., 1990. – С. 199.
23 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – Т.1. – С. 245-246.
24 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – Т.1. – С. 247.
25 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 2003. – С. 40-41.
26 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – Т.1. – С. 248.
27 Лифшиц М.А. Джамбаттиста Вико // Вико Д. Основания Новой науки. – М., 1994. – С. XXV.
28 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – С. 195-197; 249-250.
29 См. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозных идеалах русской интеллигенции) // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х тт. – Т. 2. – М., 1993. – С. 310-311.
30 Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – С. 161.
31 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 100-101.
32 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – С. 283.
33 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – С. 31.
34 Цитата взята из Флоренского П.А. Столп и утверждение истины. – С. 282.
35 Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. – С. 162.
36 Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории: Философско-историческое исследование. – М., 2000. – С. 20-22.
37 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 81-82.
38 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 82-84.
39 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 39.
40 Аристотель Метафизика I, 6.
41 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. – М., 1994. – С. 246-250.
42 Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. – С. 47.
43 Франк С.Л. С нами Бог. – С. 582.
44 Франк С.Л. С нами Бог. – С. 583.
45 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 344.
46 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 274.
47 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 344
48 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 366.
49 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 315.
50 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 347.
51 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 358.
52 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 309.
53 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 309.
54 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 345.
55 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 400.
56 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 307.
57 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 299.
58 Введенский А.И. Метафизика и ее задачи. Истинное и кажущееся бытие // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. – М., 1990. – С. 383-385.
59 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 216.
60 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – С. 384.
61 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М., 1996. – С. 421.
62 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 228-229.
63 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – С. 409.
64 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 312-315.
65 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 322.
66 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – С. 309.
67 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – С. 310.
68 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 313.
69 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 363.
70 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 299-300.
71 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 294.
72 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 293-295.
73 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 245-246.
74 Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – С. 82.
75 Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. – С. 246-305.
76 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М., 1991. – С. 23.
77 Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. – С. 134.
78 Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. – С. 66.
79 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – С. 217.
80 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – С. 108-109.
81 Мамрдашвили М.К. Необходимость себя. – М., 1996.-С.22
82 Дильтей В. Сущность философии. – М., 2001. – С. 344.
83 Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М., 1997. – С. 62.
84 Соколов В.В. Средневековая Философия. – М., 1996. – С. 5.
85 Декарт Р. Метафизические размышления // Избранные произведения. – М., 1950. – С. 44.
86 Шестов Л. Соч.в 2т. – Томск, 1996. – Т.1. – С. 267.
87 Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // www.Fhilosofi.ru. – Лекция V.
88 Швейцер А.К. Культура и этика. – М., 1973. – С. 83.
89 Гуссейнов А.А. О философах и профессорах философии // Гуссейнов А.А. Философия, мораль, политика. – М., 2002. – С. 28.
90 Койре А. Очерки истории философской мысли. – М., 2003. – С. 15.
91 Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХ века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. – М., 1998. – С. 58.
92 Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М., 1998. – С. 189.
93 Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – С. 145-146.
94 Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – С. 147.
95 Клини С.Н. Введение в метаматематику. – М., 1957. – С. 15.
96 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
97 Мураками Я., Кумон С., Сато С. Общество как цивилизация // Проблемы философии истории: традиция и новация в социокультурном процессе. – М., 1989. – С. 126-155.
98 Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // СОЦИС. – 1997. - №1. – С. 8-21.
99 Капра Ф. Дао физики. – СПб., 1994.
100 Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – М., 1983. – С. 28.
101 Да Винчи Л. Избранные естественнонаучные произведения. – М., 1955. – С. 350.
102 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. – М., 1995. – С. 80-82.
103 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. – М., 1986. – С. 246.
104 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. – С. 56.
105 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. – С. 16-17.
106 Лотман Ю. Клио на распутье // Наше наследие. – 1988. - № 5. – С. 3.
107 Лотман Ю. Клио на распутье. – С. 3.
108 Лотман Ю. Клио на распутье. – С. 4.
109 Хакен Г. Синергетика. – М., 1985. – С. 17.
110 Ньютон И. Математические начала натуральной философии.
111 Пригожин И. Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1994.
112 См. работу В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». – Полн. собр. сочинений, изд IV. – Т. 18.
113 Трубецкой Е.Н. Миросозерцание блаженного Августина // Религиозно общественный идеал западного христианства. – СПб., 2004. – С. 183.
114 Томашевская М.Н. Плутарх // Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 1. .М., 1987. С. 10.
115 Губман Б.Л. Философия и проблема смысла истории // Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991. С. 5.
116 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С. 331.
117 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М., 1991. – С. 25.
118 Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 316-318.
119 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – М., 1996. – С. 427.
120 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. – С. 428-430.
121 Масионис Дж. Социология. – СПб., 2004. – С. 417-418.
122 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Минск, 1998. – Т. 1. – С. 29.
123 Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М., 1998. – С. 160.
124 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1973. – С. 80.
125 Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Избранные произведения в 3-х тт. – М., 1970. – С. 3.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек