logo
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема

Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, а знание, облаченное в ценностные формы. Философия исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек не просто вещь среди вещей, а субъект, способный к изменению мира и самого себя.

Человек – фундаментальная категория в философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы.

Сложность философского определения «человека» состоит в невозможности его однозначного редуцирования ни к чему-либо иному (природа, Бог, общество), ни к какой–либо его части – телу, душе, духу. Человек – это одновременно и микрокосм, микротеос, микросоциум, и тело, душа и дух. Человека нельзя определить исходя из чего-либо иного или его частей, а только исходя из него самого как целостности и уникальности. Человек предстает перед нами одновременно и как субъект, и как объект познания. Но может ли человек дистанцироваться от самого себя, сделать себя внешним объектом самонаблюдения, взглянуть на себя со стороны, извне? Акт рационального познания предполагает дистанцирование субъекта от объекта. В этом и заключается великий парадокс человеческого самопостижения. Тем не менее, человек с давних пор пытается определить неопределимое, постичь непостижимое – свою собственную сущность.