7.10. Гражданское общество и государство
В работе 1945 года «Открытое общество и его враги» лидер критического рационализма К. Поппер противопоставил открытое и закрытое общества. В закрытом обществе неизменны законы функционирования, тоталитарность, догматизм идей и примат общества над индивидом, когда члены общества обременены правилами, инструкциями, условностями и предрассудками, которые ограничивают их выбор и навязывают им образ жизни, строго установленный предписаниями. Он называет закрытое общество трайбалистским, подобным первобытному.
Общество является «открытым», когда ничего не препятствует индивидам в полной мере развивать свои способности и индивидуальность, а социальные институты организованы таким образом, что их можно изменять и совершенствовать в направлении, которое будет способствовать более полной и свободной жизни индивидов. Открытое общество ориентировано на рационально-критическую установку, на целесообразное управление эволюционными процессами и институтами государства.
В качестве противовеса концепции открытого общества рассматривается историцизм. Историцизмом Поппер называет все социально-философские теории, основанные на вере в историческую необходимость, открытие тенденций и законов, с помощью которых возможно бы было предсказывать будущее, позволяющих прогнозировать исход определенных исторических событий, а также прослеживать их успешность. Поппер выделяет несколько видов историцизма:
теистический, – творцом истории является Бог;
натуралистический историцизм трактует законы развития в качестве законов природы;
спиритуалистический, который трактует закон развития как закон духовного развития;
экономический, – история идет по экономическим законам.
Он предлагает доктрину избранных как иллюстрацию историцизма. Для этой доктрины характерны коллективизм, наивысшее значение племени, без которого индивид ничего из себя не представляет, и удаленность во времени того, что предполагают в качестве конца истории. В частности, он рассматривает фашистскую философию, где рассматривается биологическое превосходство расы; и марксистскую историю философии, где в соответствии с экономическими законами, избранным является определенный класс. Расистскую или фашистскую философию истории и марксистскую Поппер считает двумя наиболее важными современными версиями историцизма.
Рассматривая проблемы цивилизованного общества, связанные с переходом от закрытого к открытому обществу, Карл Поппер предлагает совершенствование общественного переустройства путем ряда постепенных социальных преобразований, основанных на рациональном подходе. Под «социальной инженерией» он подразумевает планирование и конструирование социальных институтов с целью возможного регулирования предстоящего социального развития. Сторонник социальной инженерии верит, что человек – хозяин своей судьбы и что можно влиять на историю или изменять ее в соответствии с целями. Он не верит, что эти цели навязаны нам условиями или тенденциями истории, но полагает, что они выбираются или даже создаются нами самими, подобно тому, как мы создаем новые идеи, новые произведения искусства, новые дома или новую технику. Историцисты полагают, что возможность разумных политических действий зависит от степени понимания нами хода истории, основой политики полагается наука о неизменных исторических тенденциях. Представляющие социальную инженерию, напротив, убеждены: научная основа политики состоит в сборе фактической информации, необходимой для построения или изменения общественных институтов в соответствии с целями, а социальная инженерия сообщает, какие шаги необходимы, чтобы избежать экономического спада, чтобы вызвать его, чтобы распределить общественное богатство равномерно и справедливо. Поппер противопоставляет историцизм и социальную инженерию и главным в этом противопоставлении он видит в различии подходов к общественным институтам. Социальная инженерия предполагает рациональное рассмотрение институтов, как средств обслуживающих определенные цели, с точки зрения их целесообразности, эффективности и простоты применения. Историцизм же наоборот, выясняет происхождение и предназначение социальных институтов, их роль в историческом развитии и рассматривает их существование как «требование бога», «веление судьбы», «историческую необходимость».
Таким образом, отвергнув историцизм, Поппер предлагает свою теорию социальной инженерии, которая является движущей силой открытого общества будущего: «Этот подход мне представляется методологически безупречным. Применяющий его политик может, как иметь, так и не иметь перед своим мысленным взором план общества, он может надеяться, а может и нет, что человечество однажды воплотит в жизнь идеальное общество, и достигнет на земле счастья и совершенства. Однако он будет сознавать, что если человечество и способно достичь совершенства, то это произойдет еще очень не скоро и каждое поколение людей, а значит, поколение наших современников стремится не столько к тому, чтобы его осчастливили – ведь не существует институциональных средств, позволяющих сделать человека счастливым, сколько к тому чтобы его избавили от несчастий, которые человечество способно предотвратить».
К. Поппер предлагает кредо социального инженера: «Лучше работай над искоренением конкретных зол, чем над осуществлением абстрактных благ. Не ставь себе целью добиться счастья политическими средствами. Устраняй лучше конкретные недостатки. Или, говоря более практическим языком, борись за уничтожение нищеты прямыми средствами, например, путем обеспечения каждому минимального дохода. Или борись с эпидемиями и болезнями посредством постройки больниц и медицинских школ. Борись с неграмотностью, как борешься с преступностью. Но делай все это прямыми средствами. Выбери зло, которое ты считаешь наиболее опасным для общества, где ты живешь, и постарайся терпеливо убедить людей в том, что от него можно избавиться». Это дает простую формулу или рецепт, чтобы различить, что можно считать приемлемыми планами социальных реформ и что – неприемлемыми утопическими проектами.
К. Поппер утверждает, что открытое общество возникает в тот момент, когда существующие социальные институты впервые сознательно признаются продуктами человеческого творчества и когда их сознательное изменение обсуждается в терминах пригодности для достижения человеческих целей и намерений. В этом обществе, по К. Попперу, индивиды принимают личные решения, здесь царствует рациональное и критическое отношение к социальной реальности.
Для К. Поппера открытое общество это общество, основанное на зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу, как индивидов, так и социальных групп, направленную на непрерывное реформирование общества; общество, где установлено либерально-демократическое правление:
а) данное правление либерально, поскольку признает и защищает через систему законов, неотъемлемое право человека на свободу;
б) оно демократично, поскольку существует с согласия подданных.
К. Поппером определены такие базовые ценности открытого общества, как индивидуализм, равенство в свободе, вера в разум – доминирующая идея открытого общества, идея правления закона.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек