2.2. Проблема начала философии
Проблема начала философии обращает нас к проблеме возникновения философии и содержит в себе два пункта: происхождение «философии вообще» как явления духовной деятельности человека и происхождение личной философии или философской школы (например, философия Платона, Канта и платонизм, кантианство соответственно).
Вопрос о происхождении «философии вообще» – не самый популярный среди философов, поскольку здесь встает трудность разграничения еще не философии с уже философией. При попытке отыскать более или менее определенные хронологические границы возникновения философии, мысль неизбежно встречается с фактом дофилософской жизни или с мифом.
Историю философии принято делить на два больших раздела: философия Востока и философия Запада. Наиболее соответствующую критериям философского знания, принято считать европейскую философию, поскольку философию Востока наиболее правильно охарактеризовать как комплекс религиозно-философских учений. Поэтому, говоря о начале философии, принято говорить о начале именно западной философии.
В мире мифологического мировоззрения нет глубины. Мифологическая реальность – та данность, которую человек находит уже в готовом виде, не творя, а усваивая.
Вообще сопоставление мифологии и философии возможно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 3
Мифология | Философия |
Мифология всегда представлено традицией. Человек получает уже готовое знание, ему только предстоит усвоение и дальнейшая трансляция этой традиции. | Философия – знание, полученное путем собственных теоретических усилий.
|
В мифе мир представлен в готовом для человека виде. Изменить его могут только боги. Человек должен подчиняться судьбе, которая уготована ему с самого рождения. |
Человек осуществляет попытку умозрительной конструкции мира. Он пытается объяснить мир, обращаясь только к фактам и своей рациональной мысли. |
Миф изложен в поэтической форме. Устное изложение мифа требовало простого языка для облегчения запоминания. |
Философское знание использует специфические термины, которые не всегда понятны обычному человеку (например, «бытие»). |
Мир мифологии – обыденный мир, в котором боги всегда антропоцентричны, т.е. похожи на людей, обладают привычками, желаниями, потребностями людей. |
Помимо обыденного мира, философия всегда полагает мир сущностей, идеальный мир, который непостигаем человеком. |
Итак, что изменяется с рождением философии? Здесь необходимо сказать о том, кто является родоначальником западной философии. Его имя – Фалес из Милета (около 652-647 гг. до н.э.). Происходил из знатного финикийского рода. Много путешествовал, а свои знания старался применять на практике. Его заслуга состоит в том, что он выдвинул идею субстанции – первоосновы всего сущего, обобщив многообразие всего сущего и усмотрев начало всего во влаге – ведь она пронизывает собою все. Ему принадлежит высказывание: «Все из воды». Сейчас, в XXI веке такое умозаключение кажется очевидным. Благодаря научным исследованиям нам известно, что ничто живое не способно существовать без воды. Для VII века до н.э. – это настоящий прорыв в духовной жизни. Вслед за Фалесом развивается натурфилософская школа, где первоначалом является какое-либо природное явление.
В мысли Фалеса «Все из воды» присутствует, во-первых, идея единства всего Универсума. Он говорит о том, что путем сгущения воды происходит земля, а путем разрешения – воздух. К такой мысли нельзя придти путем только практического наблюдения, она требует умозрительных, теоретических рассуждений. Во-вторых, здесь присутствует идея соотнесения между индивидуальными вещами, которые нам даны в практическом опыте и безличным теоретическим первоначалом. Иначе, присутствует попытка построения мира, организации космоса не посредством богов, а посредством принятого за первоначало явления. Это значит, что человек попытался самостоятельно, минуя традицию, реконструировать космос и объяснить его происхождение. В-третьих, мы можем наблюдать проблематизацию мира. Дело философии – постановка проблем. Философия начинается с удивления и вопрошания. Как пишет М.К. Мамардашвили: «Философия начинается с удивления… Философ удивляется тому, что вообще что-то есть».81 Это удивление тому, чего нет в мире природы. В природе нет сознания, почему оно есть у человека? В природе нет свободы, почему она есть у человека? Именно с акта вопрошания, проблематизации, начинается философия и познание мира.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек