logo
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

6.1. Понятие «культура»

Человечеств одаренно огромным разнообразием культурных ценностей, стержневым из которых является понятие нравственности. Ценности были ключевыми для понимания культуры в прошлом и современности, но универсального определения понятия «культура» нет. Философы культуры издревле рассматривают культуру как атрибут человеческого и человечности во Вселенной. Со второй половины XVIII века культура рассматривается в связи с обществом, как явление, характеризующее отличие человеческого существования от животного: появились могучие ветви интеллектуальной жизни человечества – философия Просвещения XVIII в., немецкий классический идеализм и немецкий романтизм. Французские просветители Вольтер, Дидро рассматривают культуру как развитие разумной жизни, противостоящей первобытной дикости и варварству. К ним присоединились немецкие просветители, проследившие стадии торжества разума и его прогресс в истории (Гердер, Лессинг). Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и немецкий романтизм (Шиллер, Шлегель) рассматривали культуру как историческое развитие человеческой духовности.

В русской философии понятие культуры связывается с нравственностью поведения и постоянным духовным усилием. На зыбкой почве борьбы добра и зла культура усиливает гармонию и жизнь в мире. Присоединять к добру и творить его – одно из предназначений российской философии прошлого и современности.

В XIX–XX вв. развилась линия в философии культуры, представители которой концентрировали внимание на культурных особенностях у различных народов мира, а культура рассматривается как система ценностей и идей, определяющих общественную организацию людей (Риккерт, Кассирер). К этой линии примыкали Шпенглер, Тойнби, Данилевский, Сорокин. Понятие культуры обогащено пониманием материальных и духовных ценностей, обычаев, разнообразием языков и символических систем.

Фактически, определений культуры в философии и смежных с философией дисциплинах сформулировано очень много. Только в антропологии их 164, как указали А. Кребер, К. Клакхорн. Наличие разных определений культуры предполагает уточнение самого понятия «культура».

В современной философии влиятельны два подхода в осмыслении культуры: деятельностный и аксиологический. С точки зрения деятельностного подхода, культура – это система сложившихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности. Представитель деятельностного подхода в осмыслении культуры акцентирует не столько культуру личности, сколько культуру всего общества.

С точки зрения аксиологического подхода, культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми в исторически определенные эпохи, характеризующая уровень развития общества и человека. Представители аксиологического подхода И.Т. Фролов и А.Г. Спиркин обращают внимание на творческий и личностный аспекты культуры, а не на общественный как в случае деятельностного подхода; акцентируют ее роль в гуманизации общества и человека.

Философская трактовка культуры должна включать оценку ее содержания. Различая духовные и материальные ценности, целесообразно выделить духовную и материальную культуру как самостоятельные в культуре.

Компонентами духовной культуры являются нравственность общения, интеллектуальная и художественная культура, правовая, педагогическая, религиозная культура или свободомыслие. Духовной культуре принадлежат нравственность, философия, образование, искусства, наука, право, ментальность, религия, совокупность знаний, форм и методов мышления, способы деятельности по созданию духовных ценностей.

В мире культуры заметное место занимает материальная культура. Заметно, например, отношение в повседневной жизни человека к окружающему миру артефактов (созданных человеком вещей), когда наряду с духовными ценностями отчетливо различают связанные с ними материальные ценности (от архитектурных строений до игрушек, развивающих творческие способности ребенка или школьника). Материальной культуре принадлежат совокупность материальных благ и средства овладения ими. Материальная культура осваивает культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру места жительства, культуру отношения к собственному телу и физическую культуру.

По мнению философа Л. Когана, существуют виды культуры, которые невозможно отнести только к материальной или духовной культуре: экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры. Это особые духовные и материальные образования, пронизывающие систему культуры.

Философская категория «культура» имеет всеобщий характер и касается всех людей, живущих на планете. Это понятие универсальное. Оно охватывает важнейшие стороны деятельности человека и общества: образование, искусство, науку, производство, семейную жизнь и быт, нравственность общения и другие сферы. В деятельности социально одаренных людей культура возникает, формируется, закрепляется и развивается.