6.1. Понятие «культура»
Человечеств одаренно огромным разнообразием культурных ценностей, стержневым из которых является понятие нравственности. Ценности были ключевыми для понимания культуры в прошлом и современности, но универсального определения понятия «культура» нет. Философы культуры издревле рассматривают культуру как атрибут человеческого и человечности во Вселенной. Со второй половины XVIII века культура рассматривается в связи с обществом, как явление, характеризующее отличие человеческого существования от животного: появились могучие ветви интеллектуальной жизни человечества – философия Просвещения XVIII в., немецкий классический идеализм и немецкий романтизм. Французские просветители Вольтер, Дидро рассматривают культуру как развитие разумной жизни, противостоящей первобытной дикости и варварству. К ним присоединились немецкие просветители, проследившие стадии торжества разума и его прогресс в истории (Гердер, Лессинг). Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и немецкий романтизм (Шиллер, Шлегель) рассматривали культуру как историческое развитие человеческой духовности.
В русской философии понятие культуры связывается с нравственностью поведения и постоянным духовным усилием. На зыбкой почве борьбы добра и зла культура усиливает гармонию и жизнь в мире. Присоединять к добру и творить его – одно из предназначений российской философии прошлого и современности.
В XIX–XX вв. развилась линия в философии культуры, представители которой концентрировали внимание на культурных особенностях у различных народов мира, а культура рассматривается как система ценностей и идей, определяющих общественную организацию людей (Риккерт, Кассирер). К этой линии примыкали Шпенглер, Тойнби, Данилевский, Сорокин. Понятие культуры обогащено пониманием материальных и духовных ценностей, обычаев, разнообразием языков и символических систем.
Фактически, определений культуры в философии и смежных с философией дисциплинах сформулировано очень много. Только в антропологии их 164, как указали А. Кребер, К. Клакхорн. Наличие разных определений культуры предполагает уточнение самого понятия «культура».
В современной философии влиятельны два подхода в осмыслении культуры: деятельностный и аксиологический. С точки зрения деятельностного подхода, культура – это система сложившихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности. Представитель деятельностного подхода в осмыслении культуры акцентирует не столько культуру личности, сколько культуру всего общества.
С точки зрения аксиологического подхода, культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми в исторически определенные эпохи, характеризующая уровень развития общества и человека. Представители аксиологического подхода И.Т. Фролов и А.Г. Спиркин обращают внимание на творческий и личностный аспекты культуры, а не на общественный как в случае деятельностного подхода; акцентируют ее роль в гуманизации общества и человека.
Философская трактовка культуры должна включать оценку ее содержания. Различая духовные и материальные ценности, целесообразно выделить духовную и материальную культуру как самостоятельные в культуре.
Компонентами духовной культуры являются нравственность общения, интеллектуальная и художественная культура, правовая, педагогическая, религиозная культура или свободомыслие. Духовной культуре принадлежат нравственность, философия, образование, искусства, наука, право, ментальность, религия, совокупность знаний, форм и методов мышления, способы деятельности по созданию духовных ценностей.
В мире культуры заметное место занимает материальная культура. Заметно, например, отношение в повседневной жизни человека к окружающему миру артефактов (созданных человеком вещей), когда наряду с духовными ценностями отчетливо различают связанные с ними материальные ценности (от архитектурных строений до игрушек, развивающих творческие способности ребенка или школьника). Материальной культуре принадлежат совокупность материальных благ и средства овладения ими. Материальная культура осваивает культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру места жительства, культуру отношения к собственному телу и физическую культуру.
По мнению философа Л. Когана, существуют виды культуры, которые невозможно отнести только к материальной или духовной культуре: экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры. Это особые духовные и материальные образования, пронизывающие систему культуры.
Философская категория «культура» имеет всеобщий характер и касается всех людей, живущих на планете. Это понятие универсальное. Оно охватывает важнейшие стороны деятельности человека и общества: образование, искусство, науку, производство, семейную жизнь и быт, нравственность общения и другие сферы. В деятельности социально одаренных людей культура возникает, формируется, закрепляется и развивается.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек