logo
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

5. Возможности и границы познания

Одной из важнейших мировоззренческих проблем философии является проблема познания. Что такое знание? Каковы способы и средства его выработки? Ограничен ли человек в своих возможностях познания или же познавательные возможности человека беспредельны? Даются ли человеку познавательные способности от природы или же они могут быть результатом обучения и воспитания? Эти и многие другие вопросы мировоззренческого характера рассматриваются в рамках такого раздела философии, который называется «теория познания» или «гносеология».

В процессе своей жизнедеятельности человек нуждается в знаниях двоякого рода. Одни из них представляют собой результат познания. Знания этого рода отражаются, например, такими понятиями, как картина мира или объект. Нередко именно такие знания отождествляются с мировоззрением. Между тем отождествление картины мира с мировоззрением неверно по существу и, кроме того, оно может стать причиной мировоззренческого индифферентизма. Человек же, по его родовой сущности, активно мыслящее и действующее существо. Его главное назначение состоит в духовно-практическом созидании и творчестве.

Другая ипостась человеческого знания выражается понятием «познание». Говоря о познании, мы имеем в виду сам процесс производства знаний. Познание это тоже мировоззренческое понятие. Но познание делает акцент на средствах и способах производства знаний о мире, на вопросах выработки идеалов человеческой жизнедеятельности, на вопросах характера, содержания и форм творческой активности человека.

Издавна было принято разделять знания на обыденное и научное. Однако, по сути дела, такое деление представляется не совсем адекватным. Сегодня наряду с научным выделяется так называемое «нарративное» знание, куда включается не только обыденное в его традиционном бытовом понимании, но и религиозное, художественное, мистическое и т.д.

Принимая во внимание прежде всего рациональный характер обучения студентов в вузе, мы будем в дальнейшем иметь в виду, прежде всего научное знание. В отношении последнего, в философии познания принято употреблять понятие «эпистемология», а не гносеология. Однако надо помнить, что такое ограничение гносеологии до уровня эпистемологии, является условным и оно необходимо нам только для того, чтобы дать философскую характеристику познания в его наиболее развитой, то есть рациональной форме.