logo search
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Предмет философии в структуре философского знания

В рамках самой философии можно выделить ряд областей, в рамках которой происходит развитие теории. В зависимости от предмета традиционно выделяют такие области философского знания как онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Онтология – область философского знания, изучающая фундаментальные основы бытия и сущего. Традиционно в философии существует противопоставление бытия и сущего. Если сущее – это многообразие окружающих вещей, то бытие – это тот единый обобщенный признак всего мира, то вечное, неизменное, что в нем существует. Философы по разному подходят к постановке и решению онтологических проблем. Так, например, Х. Ортега-и-Гассет пишет, что философия – это охота за единым. Он задается вопросом, почему человек пытается выйти за пределы сущего или за пределы эмпирического мира, который дан человеку. Вопрос о бытии – это стремление найти целостность мира, отыскать ту тайну, которая пронизывает сущее. Для М. Хайдеггера метафизика – это стремление повсюду быть дома, потребность обнаружить полноту бытия. Необходимое для этого усилие (или захваченность в терминах Хайдеггера) – условие, способствующее постижению бытия. Вообще, онтологическая проблематика – основа философии. Благодаря введению в нашу жизнь понятия «бытие» становится возможным становление науки в рамках европейской культуры.

Гносеология – теория познания. Это проблематика философии, в которой изучаются природа познания, его возможности и границы, выявляются условия истинности познания. Философы, работающие в русле данной проблематики, ставят перед собой вопросы: «Познаваем ли мир и насколько?», «Каковы критерии истинного знания?», «Какова роль человека в процессе познания?». Исследуется проблема взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Философская теория познания изучает общее в познавательной деятельности, безотносительно к тому, какова эта деятельность – научная, художественная или повседневная.

Аксиология – философское учение о ценностях. Это проблематика философии, которая исследует природу человеческих ценностей. Ценность указывает на то, что обладает значимостью, что предпочитается, избирается. Специфичность понятия заключается в том, что оно синтезирует в себе с одной стороны, предметность или объективность – указывает на то, что ценится, с другой стороны, субъективность – указывает на того, кто ценит. Объективный момент предполагает наличие подлинных и неподлинных ценностей. Неподлинные – это утилитарная установка на то, что для человека является необходимым. Подлинные – это целевая установка на то, для чего человек существует, к чему он стремится. Субъективный момент предполагает принятие, значимость, свободу избрания ценности.

В аксиологии можно выделить различные направления, например, социальная аксиология, которая изучает соотношение индивидуальных ценностей и общественных. Ценностные отношения выступают в качестве ориентиров поведения людей, где иерархия ценностей выступает как высший способ социальной регуляции. В теории ценностей может быть выделена трансцендентальная аксиология. Это направление развивается И. Кантом. Он рассуждения о моральности переориентировал от психологически ориентированного поступка к формальному поступку по долгу. Действие по долгу содержит ценность в максиме, то есть в исходной установке – не ради чего-то, а почему-то. Ценность трактуется Кантом сугубо рационалистически. Реальный субъект ценностного творчества – чистый разум, основанный на автономной самоопределяющейся воле. В теории ценностей выделяется еще целый ряд аспектов и направлений, но мы на них останавливаться не будем.

Праксиология – учение о практике. Это проблематика философии, которая занимается исследованием человеческой деятельности, анализирует структуру деятельности человека, даёт её типологию. В общепринятом смысле праксиология – это область исследования наиболее эффективных способов и методов человеческой деятельности. Здесь возможно проводить исследование по двум основным направлениям. Первое – исследование практики как деятельности, что наиболее характерно для социологии. Второе – практика как опыт, что, по мнению автора, характерно для философии и, особенно для философии К. Маркса.