7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
Гегель справедливо полагал, что историческая деятельность человечества слагается из деятельности отдельных людей, а суммирование всех воль и стремлений приводит к совершенно иному результату, чем ожидал каждый отдельный человек. Значит, люди являются орудием чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают. В истории действует некий дух – Мировой разум, который постепенно разворачивается и направляет деятельность людей. Цель всемирной истории – познание Мировым духом самого себя. Мировой дух выражается в духе каждого народа, пока не узнает, что он собой представляет. Как только он это узнает, начинается его закат и умирание, и он уступает дорогу другим, более молодым народам. Развитие идет дальше, и критерием этого развития является осознание свободы. Гегель выделил в историческом развитии (в познании Мировым духом самого себя через народный дух) три этапа:
Восточный (Китай, Египет, Индия и др.) народный дух (Мировой дух в форме народного духа) осознает себя таким образом: свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы. Не существует различия между рабством и свободой: перед императором – все рабы. Древний Восток — младенческое состояние познания Мировым духом самого себя. На Востоке люди еще не осознают свободы, человек здесь безропотно повинуется либо власти отца в семье, либо власти императора в государстве. Здесь нет, по Гегелю, чувства чести, нет морали в европейском смысле слова.
Античный (Греция, Рим, Средневековье) народный дух осознает себя таким образом: свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка», все остальные служат ей и зависят от нее. Греция — юность, Рим — зрелость познания Мировым духом самого себя. Вся жизнь греков проникнута духом искусства, здесь господствуют демократия и любовь к свободе. Рим – это эпоха возмужалости человечества, но закладываются формальные основы свободы человека. Римское право впервые ввело положение о неприкосновенности частной собственности и тем самым заложило юридические основы свободы.
Германский народный дух осознает свободу всех. Германский мир – старость в познании Мировым духом самого себя, но старость, исполненная силы и разума. В лице прусского государства (конституционного монархического государства в отличие от абсолютно монархического государства) «человечество переживает… свой старческий возраст; но это не старость природы, обозначающая слабость, а старость духа, являющаяся его совершенной зрелостью»117. Германцы – носители христианского принципа, который рассматривал человека как высшую ценность. Высшей формой и гарантией свободы является современное европейское государство с конституцией, с правами человека. Такое государство, считал Гегель, — это шествие Бога по земле.
Таким образом, вся история у Гегеля – история прогрессивного развития мирового разума, который выступает в форме духов (сознания) отдельных народов. Человечество, как по ступенькам (этими ступеньками являются достижения свободы отдельных стран и народов), поднимается к светлому царству свободы.
С одной стороны, Гегель пишет политическую историю, в этом он традиционен (смотрите выше материал о Полибии), а с другой стороны, он углубляется до понимания духовных основ истории (христианская философия истории не могла не оказать на Гегеля влияния), но Мировой дух по Гегелю может не осознаваться самим человеком, но при этом претворяться человеком в его деятельности. На самом деле, согласно наблюдениям и этической философии немецких мыслителей Макса Шелера и Николая Гартмана высшие духовные ценности не имеют принудительной силы по отношению к человеку в отличие от низших ценностей (правовых и моральных норм). Иначе говоря, чем выше ценности, тем меньше их принудительная сила, сила ценностей обратно пропорциональна их высоте. Чтобы претворять духовные ценности в своей деятельности, человек должен признать их право на существование, осознать их, а также направить свою волю на их осуществление.
- А.А. Корниенко, и.В. Брылина, м.А. Макиенко и др. Философия
- 1. Место и роль философии в культуре
- 1.1. Возникновение и развитие культуры
- История мировых цивилизаций
- 1.2. Возникновение философии. Проблема бытия
- Мир как хаос и дисгармония. Всеобщая бессмыслица существования
- Кризис мифологии
- Стремление к правде как источник возникновения философии
- Философское сомнение как еще один источник философии
- Превращение диалектического метода в метафизику
- Философское сомнение как преображение иррационального сопротивления свободы воли. Возможность познания истинного бытия
- Истинное бытие в восточной и западной философии
- 1) Что человечество, по крайней мере, в избранной своей части, приближается к заключительной и блаженной поре своего существования,
- 2. Предмет философии
- 2.1 Специфика философского знания Философия как любовь к мудрости
- О природе философских проблем
- Философия и наука
- 2.2. Проблема начала философии
- 2.3. Предмет философии
- Предмет философии в структуре философского знания
- Предмет философии в истории философии
- Предмет философии в человеческой деятельности. Основные функции философии
- 3. Научное и философское понимание мира: вселенная и человек
- 3.1. Научная картина мира
- Формирование дисциплинарных онтологий. Роль картин мира (дисциплинарных онтологий) в построении завершенной научной теории
- Общая научная картина мира
- Научные представления о динамической и статистической закономерностях
- Представления о системе
- Представления о линейной, многолинейной и нелинейной эволюции
- Представления о времени
- Различия в представлении о времени
- Представления о внешнем и внутреннем системе пространстве и движении
- 3.2. Смена научных картин мира. Место человека в научной картине мира
- 3.3. Бытие как основная категория философской картины мира. Концепции бытия
- 4. Смысл человеческого бытия
- 4.1. Философская антропология. Человек как философская проблема
- Место человека в истории философии
- Философская антропология как наука
- Биосоциальная природа человека
- 4.2. Понятие личности
- Смысл человеческого существования
- Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- Аксиология Аксиология как учение о ценностях
- Понятие ценности. Виды ценностей
- Право и мораль. Нравственные ценности
- Свобода как ценность
- 5. Возможности и границы познания
- 5.1. Сильная и слабая гносеологические версии науки
- 5.2. Формы познания
- 5.3. Субъект и объект познания
- 5.4. Предмет и метод познания
- 5.5. Истина и заблуждения. Правда и ложь
- 6. Человек в мире культуры
- 6.1. Понятие «культура»
- 6.2. Общество. Человек. Культура
- 6.3. Человек как творец и творение культуры
- 6.4. Типы культуры
- 7. Философия истории
- 7.1. Становление философии истории
- 7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля
- 7.3. Исторический материализм (истмат) к. Маркса
- 7.4. История как технологическая модернизация
- 7.5. Концепции циклического развития, культурологичекий подход Шпенглера
- 7.6. Историческая концепция Тойнби
- 7.7. Циклизм истории, вызываемый внутренними обществу факторами
- 7.8. Человек и исторический процесс
- 7.9. Концепции исторического развития к. Ясперса
- 7.10. Гражданское общество и государство
- 7.11. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Человек в информационно-техническом мире
- 8.1. Развитие науки и человечество
- 8.2. Отношение «человек-техника» в современном мире
- 8.3. Информационная революция и человек