logo search
Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

7.2. Духовно политическая история г.В.Ф. Гегеля

Гегель справедливо полагал, что историческая деятельность человечества слагается из деятельности отдельных людей, а суммирование всех воль и стремлений приводит к совершенно иному результату, чем ожидал каждый отдельный человек. Значит, люди являются орудием чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают. В истории действует некий дух – Мировой разум, который постепенно разворачивается и направляет деятельность людей. Цель всемирной истории – познание Мировым духом самого себя. Мировой дух выражается в духе каждого народа, пока не узнает, что он собой представляет. Как только он это узнает, начинается его закат и умирание, и он уступает дорогу другим, более молодым народам. Развитие идет дальше, и критерием этого развития является осознание свободы. Гегель выделил в историческом развитии (в познании Мировым духом самого себя через народный дух) три этапа:

  1. Восточный (Китай, Египет, Индия и др.) народный дух (Мировой дух в форме народного духа) осознает себя таким образом: свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы. Не существует различия между рабством и свободой: перед императором – все рабы. Древний Восток — младенческое состояние познания Мировым духом самого себя. На Востоке люди еще не осознают свободы, человек здесь безропотно повинуется либо власти отца в семье, либо власти императора в государстве. Здесь нет, по Гегелю, чувства чести, нет морали в европейском смысле слова.

  2. Античный (Греция, Рим, Средневековье) народный дух осознает себя таким образом: свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка», все остальные служат ей и зависят от нее. Греция — юность, Рим — зрелость познания Мировым духом самого себя. Вся жизнь греков проникнута духом искусства, здесь господствуют демократия и любовь к свободе. Рим – это эпоха возмужалости человечества, но закладываются формальные основы свободы человека. Римское право впервые ввело положение о неприкосновенности частной собственности и тем самым заложило юридические основы свободы.

  3. Германский народный дух осознает свободу всех. Германский мир – старость в познании Мировым духом самого себя, но старость, исполненная силы и разума. В лице прусского государства (конституционного монархического государства в отличие от абсолютно монархического государства) «человечество переживает… свой старческий возраст; но это не старость природы, обозначающая слабость, а старость духа, являющаяся его совершенной зрелостью»117. Германцы – носители христианского принципа, который рассматривал человека как высшую ценность. Высшей формой и гарантией свободы является современное европейское государство с конституцией, с правами человека. Такое государство, считал Гегель, — это шествие Бога по земле.

Таким образом, вся история у Гегеля – история прогрессивного развития мирового разума, который выступает в форме духов (сознания) отдельных народов. Человечество, как по ступенькам (этими ступеньками являются достижения свободы отдельных стран и народов), поднимается к светлому царству свободы.

С одной стороны, Гегель пишет политическую историю, в этом он традиционен (смотрите выше материал о Полибии), а с другой стороны, он углубляется до понимания духовных основ истории (христианская философия истории не могла не оказать на Гегеля влияния), но Мировой дух по Гегелю может не осознаваться самим человеком, но при этом претворяться человеком в его деятельности. На самом деле, согласно наблюдениям и этической философии немецких мыслителей Макса Шелера и Николая Гартмана высшие духовные ценности не имеют принудительной силы по отношению к человеку в отличие от низших ценностей (правовых и моральных норм). Иначе говоря, чем выше ценности, тем меньше их принудительная сила, сила ценностей обратно пропорциональна их высоте. Чтобы претворять духовные ценности в своей деятельности, человек должен признать их право на существование, осознать их, а также направить свою волю на их осуществление.