11. Мировоззрение Ибн-Сины.
Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное – Авиценна) (980 - 18. 06. 1037г.). Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, он был подлинным энциклопедистом своего времени. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и визира при различных правителях. Родился в селе Афшана, близ Бухары, в 986 г. он переехал в Бухару, в этот же год его отдали в учение. В 10 лет Ибн-Сина уже знал алгебру, геометрию и даже философию, мог назвать и показать все созвездия и своими вопросами ставил в тупик своих учителей. 12-летнего мальчика считали в Бухаре лучшим знатоком законов. К нему шли за советом старики. Однако математика, физика, астрономия и философия казались Ибн-Сине оторванными от жизни. Вокруг свирепствовала холера и оспа, они уносили тысячи жизней, и он решил посвятить себя медицине. Ибн-Сина овладел наукой врачевания так глубоко и основательно, что приобрел мировую известность. Ибн-Сина написал более 450 трудов, из них до нас дошло около 240. Он и в самом деле пытался объять необъятное: медицина, логика, физика, математика, философия и поэзия, невероятно большой диапазон интересов.
В геологии ему принадлежит теория эволюции земной коры. Ученый связывал образование гор с землетрясениями (в короткий промежуток времени образующими возвышенность) и с последствиями эрозийной деятельности воды и ветра. Останки водных животных, найденные в камнях, позволили ученому сделать вывод о том, что в древние времена эти участки почвы были частью морского дна. Слоистое строение многих гор натолкнуло его на мысль, что за время существования Земли периоды наступления и отступления моря сменяли друг друга.
В биологии он высказал смелую догадку о том, что некоторые болезни передаются через почву, воду и воздух. Он предположил, что в загрязненной воде содержаться невидимые глазом живые организмы, которые являются возбудителями заболеваний. Эту гениальную догадку он высказал за много столетий до изобретения микроскопа.
Ибн-Сина философ оказал огромное влияние на развитие научной мысли и Востока и Запада. Почти 50 произведений ученого посвящены философии. Главные философские труды – «Книга исцеления» (в сокращенном изложении – «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси). Наиболее обстоятельно его философские взгляды изложены в «Книге исцеления» (подразумевается – исцеление души). Большая часть этого энциклопедического издания посвящена описанию мира. Здесь изложены все естественнонаучные знания того времени по физике (включая оптику), химии, сведения о растениях и животных, а также – о геологии и метеорологии. Несколько глав уделено математическим наукам, в числе которых, по обычаю тех веков, представлена и музыка. Особое место отведено логике. Наконец часть посвящена метафизике, содержит подробное изложение философских взглядов ученого.
Философия Ибн-Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логике, отчасти – онтологические концепции неоплатонизма. Ибн-Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога – «первой причины» (так же как у Платона «Единое»), из-за которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Таким образом, «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существовании, все же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. Он обосновывал изначальность и вечность мира, исходя из изначальности и вечности Бога, времени и вечной возможности бытия.
Изложил учение о Деятельном разуме – посреднике между Богом и человеком, их связи через Любовь, мистическое знание. Он считал, что духовность не умирает, а собирается над Землей, как чистое облако Духа (как это созвучно теории ноосферы, которую проповедовал в конце 19 в. В. Вернадский), что бессмертие Деятельного разума – это не что иное, как вечное возрождение человечества и непрерывность цивилизации.
Все это противоречило религиозным догмам и вызывало ожесточение со стороны богословов. Острая идейная борьба, которая разгорелась вокруг его философии между сторонниками и противниками, способствовала широкому обсуждению поставленных им проблем. Не было ни одного писателя или философа, как среди современников Ибн-Сины, так и в последующие века, который не оказался бы под влиянием его смелых идей. Мусульманские богословы(в частности, Газали) обвиняли Ибн-Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты Ибн-Сины пользовались большой популярностью на Востоке и Западе в течении ряда столетий.
Сохранились немногочисленные стихи Ибн-Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. В своеобразных философских повестях «Живой сын Бодрствующего», «Послание о птице», «Саламан и Абсал» Ибн-Сина излагает свои идеи и взгляды в форме развернутой аллегории. Выступал как теоретик литературы в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн-ар-Руми. Большую роль в становлении классического фарси как литературного языка сыграли научные сочинения Ибн-Сины, прежде всего «Даниш-наме». Некоторые исследователи Запада утверждают, что корни поэзии трубадуров, оказавшей огромное влияние на Данте – в арабской философии, и особенно – в мистической философии Ибн-Сины.
Важнейшее медицинское сочинение Ибн-Сины «Канон медицины» - медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. «Канон врачебной науки» - итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке более 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе ив странах Востока. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины – взгляды автора на философию медицины, учение о так называемых соках (кровь, лимфа, желчь) и различиях телосложения, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании.
Жизнь Ибн-Сины проходила в частых скитаниях и странствиях. Он принимал участие в походах, терпя лишение. В конце жизни реакционные круги мусульманского духовенства объявили его еретиком и предали проклятию: он вынужден был скрываться. Чувствуя, что дни его сочтены, Ибн-Сина все свое имущество роздал бедным. Этим он как бы подчеркнул, что его жизнь отдана народу.
Последователями Ибн-Сины считали себя авторитетнейшие ученые Запада: Роджер Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский и др. По словам историка А. Гуашона, степень влияния идей Ибн-Сины была такова, что никто не может сказать, какой была бы тенденция западной мысли в средние века, не будь Авиценны.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.