Милетская школа философии
Первые философские учения возникли на рубеже VII-VI вв. до н.э. в Милете, крупнейшем малоазиатском греческом городе. Первым древнегреческим философом был Фалес (625-547 до н.э.), причисляемый античной традицией к «семи мудрецам». Он был знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии. Вместе с Анаксимандром и Анаксименом, Фалес выработал первую философскую систему взглядов. Для мыслителей милетской школы характерны такие общие черты:
Поиски первоначала.
Оно мыслится монистически.
Оно представлено как первичное вещество.
Оно представлено как живое (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи).
У Фалеса первоначало – вода. Все начинается с воды и в нее возвращается. Испарения воды питают небесные огни, с дождем вода возвращается в землю и реках появляется вода. Вода – первооснова, общее, субстрат всех вещей. Гилозоизм , суть которого заключается в убеждении, что душа свойственна всему, привела Фалеса к тому, что душа есть нечто движущее. Фалес первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении. Подлинное божество мироздания – это разум. Познай самого себя.
Фалаес создал первое учение о начале сущего. Им он считал воду. И второе: все имеет живую душу, потому что оно находится в вечном движении (гилозоизм).
Анаксимандр (610-547 до н.э.) определил признаки первоначала так: это бесконечное («айперон») – иначе оно исчерпается; вечное; всеуправляющее; божественное. Анаксимандр не назвал айперон чем-то определенным (вода, воздух, земля или другое вещество), он говорил об айпероне неопределенно. В тоже время он считал, что айперон есть не что иное как материя.
На вопрос: как возникают вещи? Анаксимандр отвечал путем выделения. Все вещи противоположны друг другу: воздух холоден, вода влажная, огонь горяч. Айперон как бы соединяет в себе все эти противоположности, выделение которых и обуславливает все развитие в различных формах. Вечное движение более древнее начало чем влага, и благодаря ему одно рождается, а другое погибает. На основе всеобщего закона выделения противоположностей построена и его космогония. Она заключалась в следующем: рождение происходит благодаря обособлению противоположностей (т.е. выделению); противоположности эти – теплое и холодное, сухое и влажное и т.п.; из противоположностей возникла вода (влажное); затем земля, воздух и огненная сфера (скорлупа). Когда скорлупа лопнула и замкнулась в кольца, возникли солнце, луна и звезды. Все живое рождается из влаги, испаряемой солнцем. Через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания: из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости.
Анаксимен (585-525) определил в качестве первоначала воздух (из-за его бесконечности и подвижности). Анаксимен богов не отрицал и не замалчивал, но полагал, что не богами создан воздух, а они сами произошли из воздуха. При разрежении воздуха рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее. Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемлют все мироздание. Смена мироздания происходит благодаря вечному движению воздушных масс.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.