15. Европейская философия XVII в.
Философия XVII в занимает особое место в системе мировой философии. Она отличается тем, что опираясь на философские идеи не только античной и средневековой эпохи возрождения с учетом философских ценности Востока с одной стороны, с другой стороны основываясь на развитии тогдашней науки матер. произ. капиталистического строя развивая различные философские системы с позиции эмпиризма и рационализма в частности были известны такие научные открытия в области естествознания, в том числе научные подвиги Ньютона, Декарта, Майота, Таричелли, Лапласа, Галелео Галелей, которые воплотили в практику материальную произв. Все предметы, явления, реальности объяснялись с позиции механизма. Хорошо развивается механика, экспериментальные естествознания, тем самым создается материал , механическая картина мира, многие мыслители опирались на опыт, эксперимент, изучали причинно-следственные связи, отношения непосредственной детерминации и в природе и в обществе. На основе этого можно представить философские видения отдельных мыслителей XVII в. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник английского агностицизма, общественный деятель, крупный естествоиспытатель, в его основных работах: «О достоинстве и приращении наук», «Новый Арганон» рассматриваются онтологические и гносеологические, науковедческие, социально-этнические проблемы с учетом достижения тогдашнего естествознания. По мнению Фрэнсиса Бэкона высшей задачей научного познания является освоение природы и усовершенствования человеческой жизни, связь с этим. Бэкон считал, что люди должны познать, воспринимать сущности вещей, причинно-следственных отношений в них, форм детерминации. Различать: действительное, возможное, содержание и форму, сущность явления. Но при этом по мнению Бэкона роль субъектов познания, обнаруживать различные сложные представления. Они различаются следующим образом. Существуют взаимосвязанные виды логического представления, как «идол рода» (эти заблуждения связанные с работой органов чувств), «идол пещеры» (которые детерминированы субъективным восприятием мира), «идол рынка» ((или площади) использование различных слов, терминов), «идол театра» (несвязанные некритическим использованием философских идей, связь с этим). Он выделяет такие виды опытов , как плодоносные, которые дают непосредственную пользу и светоносные, которые способствуют развитию сущности вещей на основе этого у него есть афоризм «знание – это сила». Кроме этого он уделяет пристальное внимание на классификацию наук на основе способностей человеческого познания. Им выделены такие познавательные способы человеческого познания как: память, воображение и мышление. Наука в целом изучает причины вещей и явлений. В частности физика – это учение о действующих причинах, а метафизика – о целевых причинах, антропология – учение о человеке, политика – учение о взаимосвязи власти и государства, этика – учение о взаимоотношении людей при этом в качестве методологического ориентира. Бекон принимает индивидуальный метод, в этом плане методология Бекона носит антисхоластический, эмпирический, опытно-индивидуальный характер.
Следующий представитель философии нового времени, был Рено Декарт (1596-1650), выдающийся французский математик, философ, дуалист. Декарта считают одним из основоположников Европейской философии после Аристотеля. Ибо в его работах «Рассуждение о методе», «Методологические размышления» и др.. разрабатывались все новые проблемы тогдашней философии, в частности антологические, методологические, гносеологические, социально-этические, логические проблемы. По мнению Декарта философия есть особая наука, которая объединяет в себе различные науки и сопоставляет философию с древом науки; при этом физика составляет ствол науки, метафизика – корень науки, а ветви – частные науки, в области космологии (учение о строении мира) [Космология – учение о солнечной системе, космических явлениях]. В математике, физиологии – он материалист, но в области метафизики или философии, гносеологии, психологии – идеалист, дуалист. В этом смысле Декарт начиная с XVIIв развивал идею о развитии не только природных явлений, но и социальных процессов, следовательно он сформулировал закон действия и противодействия, раскрыв закон движения и покоя в наибольшем виде представил систему координат. В математике он является творцом аналитической геометрии. Раскрывая сущность математизации – это с одной стороны, а с другой стороны Декарт с учетом развития естествознания и соц.науки выделяет такие виды субстанции как: духовная субстанция и материальная субстанция, для мыслителя основным свойством материальной субстанции является – протяженность, а духовной – мышление. К материальным субстанциям он относит материальные объекты, а к духовной субстанции – идеи бога, научные идеи, математические. Кроме этого мыслитель считал, что существует особая истинная субстанция – Бог или божество, которое как бы объединяет вышеперечисленные субстанции. Он как математик особое внимание уделяет на теоретические абстракции и отсюда у него распространялось изречение : «Я мыслю, а следовательно я существую». Здесь очевидно он прямо не утверждает будто бы идеальное – первично, только предполагает, что мир - математическая абстракция, интеллект, духовный мир более несомненен чем материальный мир или материя. В отличии от Бэкона он рационалист, поэтому его метод можно считать рационалистическим, т.е. в качестве методологического ориентира берется метод дедукции тем самым он подчеркивает роль и значения интеллектуальной индукции в научном познании. Ставится вопрос о соотношении субъекта и объекта познания. По утверждению Декарта – человек, люди выступают субъектами познания, у них научный багаж, научные знания пополняются в процессе познания, осмысления изучаемого объекта (реальные процессы, физические явления, космологические, социальные отношения и др.). основные философские рассуждения представителей эмпиризма и рационализма в частности Бэкона и Декарта получили дальнейшее развитие с позиции эмпиризма в творчестве Д.Локка, Гопса, а с позиции рационализма в творчестве Спинозы, Лейбница и др.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.