logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

15. Европейская философия XVII в.

Философия XVII в занимает особое место в системе мировой философии. Она отличается тем, что опираясь на философские идеи не только античной и средневековой эпохи возрождения с учетом философских ценности Востока с одной стороны, с другой стороны основываясь на развитии тогдашней науки матер. произ. капиталистического строя развивая различные философские системы с позиции эмпиризма и рационализма в частности были известны такие научные открытия в области естествознания, в том числе научные подвиги Ньютона, Декарта, Майота, Таричелли, Лапласа, Галелео Галелей, которые воплотили в практику материальную произв. Все предметы, явления, реальности объяснялись с позиции механизма. Хорошо развивается механика, экспериментальные естествознания, тем самым создается материал , механическая картина мира, многие мыслители опирались на опыт, эксперимент, изучали причинно-следственные связи, отношения непосредственной детерминации и в природе и в обществе. На основе этого можно представить философские видения отдельных мыслителей XVII в. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник английского агностицизма, общественный деятель, крупный естествоиспытатель, в его основных работах: «О достоинстве и приращении наук», «Новый Арганон» рассматриваются онтологические и гносеологические, науковедческие, социально-этнические проблемы с учетом достижения тогдашнего естествознания. По мнению Фрэнсиса Бэкона высшей задачей научного познания является освоение природы и усовершенствования человеческой жизни, связь с этим. Бэкон считал, что люди должны познать, воспринимать сущности вещей, причинно-следственных отношений в них, форм детерминации. Различать: действительное, возможное, содержание и форму, сущность явления. Но при этом по мнению Бэкона роль субъектов познания, обнаруживать различные сложные представления. Они различаются следующим образом. Существуют взаимосвязанные виды логического представления, как «идол рода» (эти заблуждения связанные с работой органов чувств), «идол пещеры» (которые детерминированы субъективным восприятием мира), «идол рынка» ((или площади) использование различных слов, терминов), «идол театра» (несвязанные некритическим использованием философских идей, связь с этим). Он выделяет такие виды опытов , как плодоносные, которые дают непосредственную пользу и светоносные, которые способствуют развитию сущности вещей на основе этого у него есть афоризм «знание – это сила». Кроме этого он уделяет пристальное внимание на классификацию наук на основе способностей человеческого познания. Им выделены такие познавательные способы человеческого познания как: память, воображение и мышление. Наука в целом изучает причины вещей и явлений. В частности физика – это учение о действующих причинах, а метафизика – о целевых причинах, антропология – учение о человеке, политика – учение о взаимосвязи власти и государства, этика – учение о взаимоотношении людей при этом в качестве методологического ориентира. Бекон принимает индивидуальный метод, в этом плане методология Бекона носит антисхоластический, эмпирический, опытно-индивидуальный характер.

Следующий представитель философии нового времени, был Рено Декарт (1596-1650), выдающийся французский математик, философ, дуалист. Декарта считают одним из основоположников Европейской философии после Аристотеля. Ибо в его работах «Рассуждение о методе», «Методологические размышления» и др.. разрабатывались все новые проблемы тогдашней философии, в частности антологические, методологические, гносеологические, социально-этические, логические проблемы. По мнению Декарта философия есть особая наука, которая объединяет в себе различные науки и сопоставляет философию с древом науки; при этом физика составляет ствол науки, метафизика – корень науки, а ветви – частные науки, в области космологии (учение о строении мира) [Космология – учение о солнечной системе, космических явлениях]. В математике, физиологии – он материалист, но в области метафизики или философии, гносеологии, психологии – идеалист, дуалист. В этом смысле Декарт начиная с XVIIв развивал идею о развитии не только природных явлений, но и социальных процессов, следовательно он сформулировал закон действия и противодействия, раскрыв закон движения и покоя в наибольшем виде представил систему координат. В математике он является творцом аналитической геометрии. Раскрывая сущность математизации – это с одной стороны, а с другой стороны Декарт с учетом развития естествознания и соц.науки выделяет такие виды субстанции как: духовная субстанция и материальная субстанция, для мыслителя основным свойством материальной субстанции является – протяженность, а духовной – мышление. К материальным субстанциям он относит материальные объекты, а к духовной субстанции – идеи бога, научные идеи, математические. Кроме этого мыслитель считал, что существует особая истинная субстанция – Бог или божество, которое как бы объединяет вышеперечисленные субстанции. Он как математик особое внимание уделяет на теоретические абстракции и отсюда у него распространялось изречение : «Я мыслю, а следовательно я существую». Здесь очевидно он прямо не утверждает будто бы идеальное – первично, только предполагает, что мир - математическая абстракция, интеллект, духовный мир более несомненен чем материальный мир или материя. В отличии от Бэкона он рационалист, поэтому его метод можно считать рационалистическим, т.е. в качестве методологического ориентира берется метод дедукции тем самым он подчеркивает роль и значения интеллектуальной индукции в научном познании. Ставится вопрос о соотношении субъекта и объекта познания. По утверждению Декарта – человек, люди выступают субъектами познания, у них научный багаж, научные знания пополняются в процессе познания, осмысления изучаемого объекта (реальные процессы, физические явления, космологические, социальные отношения и др.). основные философские рассуждения представителей эмпиризма и рационализма в частности Бэкона и Декарта получили дальнейшее развитие с позиции эмпиризма в творчестве Д.Локка, Гопса, а с позиции рационализма в творчестве Спинозы, Лейбница и др.