logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

Основные философские системы в Древней Индии

В Индии философия возникла во II - начале I тыс.до н.э., когда вторжение ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытно-общинного строя привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства.

Древнеиндийское общество делилось на варны-группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Было 4 варны:

1.Жреческая (брахманы), 2. Военной аристократии (кшатрии), 3. Земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи), 4. Низшая варна (шудры). Деление на варны освещалось религией.

Первым памятником мысли древних индийцев были Веды, (между первым и вторым тысячелетием до н.э.), сыгравшими огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли. Слово «Веды» означает «знание». Но это знание особого рода. Они состоят из четырех элементов: 1. Рекведа – сборник гимнов. 2. Брахманы – сборник оригинальных текстов. 3. Араняки – правила поведения для отшельников. 4. Упанишады – собственно философская часть веды.

Одни школы – Веданта (IV-II вв.до н.э.), Миманса (VI вв.до н.э.), Санкхья (VI вв.до н.э.), Йога (II вв.до н.э.), Ньяя (III вв.до н.э.), Вайшешика (VI-V вв.до н.э.), – поддерживали авторитет вед.

Другие школы – Джайнизм (IV вв.до н.э.), Буддизм (VII-VI вв.до н.э.), Чарбака-локаята – не поддерживала веды.

Вайшешика (особенность)– древнеиндийская наивно-материалистическая школа. Первая школа атомизма. Ее цель – достижение избавления от страданий через истинное познание. Пять субстанций – вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога.

Чарбака-локаята – эта школа отрицала другой мир, кроме материального. Мир материален. Мы ощущаем его через органы чувств и наши ощущения – единственно истины. Вера ложна, недоказуема. Религия нужна лишь бедным. Мир состоит из четырех элементов: вода, воздух, огонь, земля.

Буддизм (царевич Гаутама). (книга Джаммапада). Возник в VII – VI вв. до н.э. Основное содержание учения изложено в «четырех благородных истинах» (или «учении о страданиях»): жизнь есть страдание; страдания следуют за желаниями; путь избавления от страданий – путь избавления от желаний; путь избавления от желаний – следование учение буддизма. Каждое страдание имеет причину. Страдание – закон человеческой жизни. Некоторые положения буддизма интересны с философской точки зрения. Учения о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания. Принципы «праведной» жизни – это требования этического совершенствования или учение о «восьмеричном пути спасения» (о «восьми добродетелях»): о правильном поведении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости.

Особенность древнеиндийской философии – обращенность к имманентному внутреннему миру человека. Изучение проблем нравственного состояния человека, опирается на основу мифологического сознания.

Кроме того, характерные особенности: