Основные философские системы в Древней Индии
В Индии философия возникла во II - начале I тыс.до н.э., когда вторжение ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытно-общинного строя привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства.
Древнеиндийское общество делилось на варны-группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Было 4 варны:
1.Жреческая (брахманы), 2. Военной аристократии (кшатрии), 3. Земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи), 4. Низшая варна (шудры). Деление на варны освещалось религией.
Первым памятником мысли древних индийцев были Веды, (между первым и вторым тысячелетием до н.э.), сыгравшими огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли. Слово «Веды» означает «знание». Но это знание особого рода. Они состоят из четырех элементов: 1. Рекведа – сборник гимнов. 2. Брахманы – сборник оригинальных текстов. 3. Араняки – правила поведения для отшельников. 4. Упанишады – собственно философская часть веды.
Одни школы – Веданта (IV-II вв.до н.э.), Миманса (VI вв.до н.э.), Санкхья (VI вв.до н.э.), Йога (II вв.до н.э.), Ньяя (III вв.до н.э.), Вайшешика (VI-V вв.до н.э.), – поддерживали авторитет вед.
Другие школы – Джайнизм (IV вв.до н.э.), Буддизм (VII-VI вв.до н.э.), Чарбака-локаята – не поддерживала веды.
Вайшешика (особенность)– древнеиндийская наивно-материалистическая школа. Первая школа атомизма. Ее цель – достижение избавления от страданий через истинное познание. Пять субстанций – вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога.
Чарбака-локаята – эта школа отрицала другой мир, кроме материального. Мир материален. Мы ощущаем его через органы чувств и наши ощущения – единственно истины. Вера ложна, недоказуема. Религия нужна лишь бедным. Мир состоит из четырех элементов: вода, воздух, огонь, земля.
Буддизм (царевич Гаутама). (книга Джаммапада). Возник в VII – VI вв. до н.э. Основное содержание учения изложено в «четырех благородных истинах» (или «учении о страданиях»): жизнь есть страдание; страдания следуют за желаниями; путь избавления от страданий – путь избавления от желаний; путь избавления от желаний – следование учение буддизма. Каждое страдание имеет причину. Страдание – закон человеческой жизни. Некоторые положения буддизма интересны с философской точки зрения. Учения о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания. Принципы «праведной» жизни – это требования этического совершенствования или учение о «восьмеричном пути спасения» (о «восьми добродетелях»): о правильном поведении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости.
Особенность древнеиндийской философии – обращенность к имманентному внутреннему миру человека. Изучение проблем нравственного состояния человека, опирается на основу мифологического сознания.
Кроме того, характерные особенности:
автохтонность – возникновение на собственной культурной почве,
самобытность – отсутствие влияния иноземных идей,
традиционность – существование тысячелетиями без серьезных изменений, образцовые,
религиозность – большинство философских учений представляли собой развитие религиозных вероучений,
отношение к философии как к образу жизни,
высокий общественный статус философии – философы в основном были брахманами (жрецами),
принятие практически всеми школами учения о карме и сансаре – бессмертии душ и их перерождении по законам воздаяния,
этико-философская направленность учений,
отсутствие интереса к социально-политической проблематике.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.