logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше

В первой половине XIX в. развитие Европы шло, в целом, по восходящей линии. Природа покорялась человеку. Наука уверенно раздвигала границы позна­ния. Феодальная раздробленность хозяйства, вековая отсталость в экономической и политической жизни наконец-то отступали перед цивилизацией. Все это вселяло уверенность в разумности мира и подтверж­дало правоту рационализма.

Но каждый свет отбрасывает тень. И нет прогрес­са без регресса, как нет здоровья без болезни; все живое обречено на смерть.

Тема страдания, слепой судьбы и смерти издавна стала одной из ведущих тем восточной (прежде всего индийской, буддийской) философии. На Западе она была «переоткрыта» немецким философом А. Шопен­гауэром (1788—1860) и изложена в его главном сочи­нении «Мир как воля и представление» (в двух томах: т. I— 1818, т. II— 1844). Философия Шопенгауэра пессимистична. Жизнь — это «плесень» на одном из «шаров» (так философ называет нашу планету). Мир неразумен и бессмыслен, им управляет слепая, злая воля. Ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно, и своими страданиями.

Насколько воля сильней интеллекта — об этом мож­но судить по собственным поступкам: в массе своей они продиктованы не доводами разума, а инстинктом и желаниями, даже если заранее знаем, что исполнение этих желаний принесет нам больше неприятностей, чем пользы. Сильнейший инстинкт жизни — половая лю­бовь, т. е. продолжение рода, а в действительности — воспроизводство новых поколений для мук, страданий и неминуемой гибели. Есть лишь один способ вырвать­ся из этой трагической карусели — погасить у себя волю к жизни и ее ложным соблазнам. На языке буддийской философии это называется впасть в нирвану.

Датский философ и теолог С. Кьеркегор (1813 — 1855) выступил как предтеча экзистенциализма — од­ного из основных философских течений уже нашего

времени. Кьеркегора его современники называли «Анти-Гегелем»: если рационалист Гегель подчинял мир Понятию (общему), то датский мыслитель погру­жен в мир единичного, неповторимого, уникального. Самые глубокие истины — истины жизни и смерти — не познаются логикой, а переживаются непосред­ственно. Философствование и есть переживание вечно­го в конечном существовании индивидуальной судь­бы личности. Переживание — это любовь, вера, надежда, тоска, страх, отчаяние — они-то и составля­ют мир экзистенции, т. е. существования человека. И это существование выше и значительнее всякой сил­логистики, всяких общих законов и закономерностей. Ф. Ницше (1844—1900) в 70—80-е гг. прошлого века выступил с радикальной программой «переоценки ценностей», с откровенной критикой гуманизма. Он отвергал не только христианскую мораль, но и мораль вообще. Мораль и культура, писал Ницше, несовмес­тимы. Мораль — это вздохи слабого, которому нет и не должно быть места в жизни. Культура же должна всегда быть культурой силы, ибо только сила прекрас­на. Интеллект— случайное явление в мире, он рас­слабляет человека, а потому есть выражение декадан­са, упадка культуры. Люди, в массе своей, не живут «научными истинами» — они им не нужны или даже враждебны. Массовое сознание (и тут Ницше в опре­деленном смысле прав) — мифологично. И это хоро­шо, ибо человеку нужны иллюзии, способные «впи­сать» его в иррациональный поток жизни. Высоко ценя Шопенгауэра как своего предшественника, Ниц­ше, вместе с тем, указывал и на самое существенное расхождение в своих и его взглядах. Волюнтаризм Шопенгауэра утверждал первенство воли к жизни (ко­торую человеку следует у себя погасить). Волюнта­ризм Ницше — это гимн воле к власти, которую силь­ный человек («сверхчеловек») должен стремиться у себя максимально развить.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irralioualis — неразум­ный, бессознательный), обозначение идеалистич. тече­ний в философии, к-рые, в противоположность рацио­нализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропони­мания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер са­мого бытия. Понятие И. объединяет разнородные фи-лос. системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерационалыше аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), неносредств. созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистич. «озарение», воображение, инстинкт, «бессозна­тельное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религ. и религ.-филос. учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления.

И. с его принижением или отрицанием рациональ­ного познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объек­тивного познания мира вообще.

Если в самом общем смысле иррационалистич. тен­денции прослеживаются на протяжении всей истории философии, то в более узком смысле, термин «И.» от­носят к тем течениям бурж. философии, к-рые склады­вались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Таковы, напр., «философия чувства и веры» Якоби, противостоящая просветительскому рациона­лизму, «философия откровения» позднего Шеллинга, волюнтаристич. концепция Шопенгауэра и учение Кьеркегора, представляющие собой своеобразную реакцию на идеалистич. рационализм нем. классич. философии, в частности панлогизм философии Гегеля. Крупней­шими представителями И. в сер. 19 в. были Ницше, ро­доначальник философии жизни, и Э. Гартман с его «философией бессознательного».

Иррационалистич. умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом бурж. общества и его культуры в кон. 19—20 вв. И. особенно проявляется в таких течениях, как философия жизни (Дильтей, Бергсон и др.) и экзистенциализм (Хайдеггер и др.), но нррационалистич. тенденции присущи и др. направ­лениям совр. бурж. философии (напр., нек-рым разно­видностям неопозитивизма и др.). И. противоположен марксистско-ленинской философии, материалистич. ми­ровоззрению.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ,, в самом общем смысле — нахо­дящееся за пределами! разума, алогическое или неин­теллектуальное, несоизмеримое с рациональным мыш­лением или даже противоречащее ему. Обычно противо­полагается понятию рационального. И. как нечто не­доступное рациональному познанию и невыразимое в логич. понятиях является одним из исходных осн. поня­тий в ряде идеалистич. направлений, объединяемых в понятии филос. иррационализма (напр., в интуити­визме, волюнтаризме и др.). В религ. мировоззрении И. понимается как дорациональное (стихийно-хаотиче­ское, не оформленное логосом), в отличие как от рацио­нального, так и от сверхрационального (мистического, данного в откровении).

В теории познания диалектич. материализма И. рас­сматривается как нечто ещё непознанное, но принци­пиально познаваемое.

ИРРЕАЛЬНОЕ (от позднелат. irrealis — невеществен­ный, нереальный), существующее не в действитель­ности, а только в мысли, в противоположность реаль­ному (см. Реальность). И. употребляется как синоним воображаемого, фантастического, а также невозмож­ного.