logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

54. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей-ядро диалектики.И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений. Т.о.этот закон предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга. Чтобы понять закон единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, значение для теории развития, необходимо проанализировать прежде всего исходные понятия и категории, такие как тождество, различие, противоположность.

Всем объектам внутренне присущи тождество и различие. Так, при всех изменениях, происходящих на нашей планете, Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение, На относительную устойчивость предметов, явлений, процессов и указывает понятие «ождество»Тождество-это такой специфический вид отношений вещи к самой себе и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Вместе с тем реальный конкретный предмет постоянно изменяется, т.е. нарушает установившееся равенство самому себе. Другими словами существует различие. Различают метафизическое и диалектическое понимание тождества. Первое противопоставляет тождество и различие. А диалектический взгляд на тождество и различие означает признание их взаимной связи и переплетения. Так два атома одного элемента тождественны и в то же время различны. Различают абстрактное и конкретное тождество. Первое может существовать лишь в нашей голове, оно не предполагает различий. А конкретное тождество содержит в себе различие, изменение, Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности. Н: в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, наследственность и изменчивость и.т.д. Есть 4 аспекта отношения противоположностей:взаимопредложение,взаимоисключение,взаимопроникновение и неравноценность противоположностей. Противоположности свойственны вещам, явлениям, процессам, находятся в органической взаимосвязи, диалектическом единстве, переходят друг в друга. Отношение между противоположностями есть противоречие. Из наличия ведущей противоположности в противоречии вытекают относительность единства и абсолютность борьбы противоположностей, необходимость преодоления, разрешения противоречия. Все это в совокупности характеризует функцию диалектического противоречия как источника, двигательной силы развития. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и не основные, антагонистические и неантагонистические и др.Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляются в следующем: 1)если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые присущи данной конкретной системе. 2) противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно. 3)борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей -это закон. 4)в процессе борьбы противоположности могут превращаться в друг друга. Нет ни одного явления, которое не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность. 5)борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.