Предмет. Основные виды философии
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий.
В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Для Сократа (469-399 до н.э.) философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Платон (427-347 до н.э.) считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи и миру эмпирических вещей. Аристотель (384-322 до н.э.) считал философию наукой, изучающей первопричины вещей и назвал ее госпожой наук. Для античности характерно понимание философии как матери всех наук. В Средние века философия выступала служанкой богословия, в Эпоху возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Гегель (1770-1831) называет философию царицей наук, по мнению Канта (1724-1804) философия должна стать учением о последних целях человеческого разума. XX век предложил большое разнообразие трактовок предмета философского исследования: неокантианство (наука о ценностях), марксизм (наука о всеобщих законах природы), экзистенцианализм (размышление о человеческом существовании).
При всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается неодинаково и обнаруживается в разных сферах.
Философия, как мера отношения, созерцания, ощущения, понимания, развертываясь в социальном пространстве и времени оперируется категориями, законами, положениями, состоит из ряда взаимосвязанных разделов:
История философии (метофилософия) – изучает различные школы, направления, течения.
Онтология («онтос» - сущие) – есть философское учение о сущности бытия.
Гносеология («гносис» -знание, познание) – изучает сущность познания, выявляет уровни познания, вскрывает источники, нередко гносеологию называют теорией познания или эпистемологией.
Методология (методос – прием, способ, метод) – как раздел философской науки рассматривает совокупность универсальных приемов человеческого познания и преобразования действительности.
Аксиология (аксиос – ценный) – способствует изучению сущности вещей в контексте ценности и красоты.
Диалектика – часть философии, исследует как объективный мир, так и субъективный во всеобщей связи универс.взаимодействий.
Социальная философия – изучает наиболее общие законы, закономерности развития, функционирования человеческого общества.
Философская антропология – исследует сущности человеческого бытия, соотносительности с природным миром, обществом, духовным миром, культурой.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.