logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

56. Философский детерминизм. Причины и следствия.

Д. (от лат.-определяю)-учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, учение о связи взаимообусловленности явлений действительности. Д. рассматривает вопросы о законах природы и, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, о воздействии общества и отдельных его систем на искусство, науку и мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральным вопросом Д. является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, адаптации человека к различным процессам или управления ими. А отрицание законов означает, что природа и общество неуправляемы и что они - непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал чтобы выявить специфику социальных процессов сравнивая их с природными процессами и подчеркнуть деятельность людей,их индивидуальное творчество в ходе социальной истории.Социальные вопросы сложны еще ттем,что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных.Такой подход порождал упрощенные «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни.Это тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени.Особую методологическуютрудность составляет трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных индивидов.Выделяют теологический Д.-процессы человеческой жизни со стороны бога или учение о предопределении; космологический Д.- учение о явлениях прирды;антропологическо-этический Д.- специальное учение о человеческой воли;Д. может произойти в фатализм.Противоположность Д.- индетерминизм.Если учение Д. распространяется на эмпирическую природу (естественную) человека,то его моральная сторона становится объектом индетерминизма.

Причина и следствие.

Причина и следствие-парные категории диалектики,совместно выражающие один из моментов всеобщего взаимодействия-генетическую связь явлений.Причина-то,без чего не было бы другого-следствия.Первоначально П. понимается как предмет,который что-то делает и что-то вызывает.Такое понимание П. приводит к появлению понятия силы как способности вещи (как причины) вызывать что-то в результате своей деятельньсти изменения.А поскольку действующая причина в свою очередь не может не иметь причины и сама вызывает следствие только через изменение,то постепенно возникает функциональное понятие причины.П.-есть изменение ,которое вызывает другое изменение.Взаимосвязь между П. и С. Называется причинной связью.Но поскольку П.как изменение зависит от другого изменения как причины,то можно говорить о причинном ряде или причинной цепи.Каждый член этой причинной цепи является одновременно П. и С. Принцип причинности выражают формулой P – Q.Процесс причинения однонаправлен,характеризуется временной ассиметрией,(направлен от того, что есть,к тому, что возникает не обратим.С. не может поменяться с местом с П.Так полагают одни философы,другие считают,что возможны беспричинные явления,и нечто может возникнуть из ничего.П.классифицируют на внешние и внутренние, главные и не главные, объективные и субъективные.Различают цепи причинения: однолинейнннные, двулинейные,разветвленные.Как правило, П. явлений скрыты от внешнего взора, и их нужно искать,вскрывать,вычислять, основываясь на интиуции, наблюдении и эксперименте, логическом размышлении. Индуктивные методы выявления П. были предложены Дж. Миллем. П. не действует в «чистом виде», и реализуется через многообразие др. видов связи явлений,кот. Именуются условиями. Условия-вся совокупность факторов,обуславливающих возникновения, интересующего нас явления.Условия бывают необходимыми, достаточными, избыточными. Необходимые условия создают реальную возможность причинения,а достаточные условия –превращают эту возможность в действительность. Определенную роль в причинной связи может сыграть повод.Причину трудно отделить от условий ее действия, поэтому противоборствуют 2 подхода –монокаузализм и кондиционализм. Монокаузализм признает только одну причину у каждого явления, принципиально отличая каузальность (причинность) и кондицию.

Наибольший вклад в разработку принципа П. внесли Будда Гаутама, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Спиноз, Гегель, Дж. Милл и др.