56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
Д. (от лат.-определяю)-учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, учение о связи взаимообусловленности явлений действительности. Д. рассматривает вопросы о законах природы и, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, о воздействии общества и отдельных его систем на искусство, науку и мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральным вопросом Д. является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, адаптации человека к различным процессам или управления ими. А отрицание законов означает, что природа и общество неуправляемы и что они - непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал чтобы выявить специфику социальных процессов сравнивая их с природными процессами и подчеркнуть деятельность людей,их индивидуальное творчество в ходе социальной истории.Социальные вопросы сложны еще ттем,что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных.Такой подход порождал упрощенные «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни.Это тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени.Особую методологическуютрудность составляет трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных индивидов.Выделяют теологический Д.-процессы человеческой жизни со стороны бога или учение о предопределении; космологический Д.- учение о явлениях прирды;антропологическо-этический Д.- специальное учение о человеческой воли;Д. может произойти в фатализм.Противоположность Д.- индетерминизм.Если учение Д. распространяется на эмпирическую природу (естественную) человека,то его моральная сторона становится объектом индетерминизма.
Причина и следствие.
Причина и следствие-парные категории диалектики,совместно выражающие один из моментов всеобщего взаимодействия-генетическую связь явлений.Причина-то,без чего не было бы другого-следствия.Первоначально П. понимается как предмет,который что-то делает и что-то вызывает.Такое понимание П. приводит к появлению понятия силы как способности вещи (как причины) вызывать что-то в результате своей деятельньсти изменения.А поскольку действующая причина в свою очередь не может не иметь причины и сама вызывает следствие только через изменение,то постепенно возникает функциональное понятие причины.П.-есть изменение ,которое вызывает другое изменение.Взаимосвязь между П. и С. Называется причинной связью.Но поскольку П.как изменение зависит от другого изменения как причины,то можно говорить о причинном ряде или причинной цепи.Каждый член этой причинной цепи является одновременно П. и С. Принцип причинности выражают формулой P – Q.Процесс причинения однонаправлен,характеризуется временной ассиметрией,(направлен от того, что есть,к тому, что возникает не обратим.С. не может поменяться с местом с П.Так полагают одни философы,другие считают,что возможны беспричинные явления,и нечто может возникнуть из ничего.П.классифицируют на внешние и внутренние, главные и не главные, объективные и субъективные.Различают цепи причинения: однолинейнннные, двулинейные,разветвленные.Как правило, П. явлений скрыты от внешнего взора, и их нужно искать,вскрывать,вычислять, основываясь на интиуции, наблюдении и эксперименте, логическом размышлении. Индуктивные методы выявления П. были предложены Дж. Миллем. П. не действует в «чистом виде», и реализуется через многообразие др. видов связи явлений,кот. Именуются условиями. Условия-вся совокупность факторов,обуславливающих возникновения, интересующего нас явления.Условия бывают необходимыми, достаточными, избыточными. Необходимые условия создают реальную возможность причинения,а достаточные условия –превращают эту возможность в действительность. Определенную роль в причинной связи может сыграть повод.Причину трудно отделить от условий ее действия, поэтому противоборствуют 2 подхода –монокаузализм и кондиционализм. Монокаузализм признает только одну причину у каждого явления, принципиально отличая каузальность (причинность) и кондицию.
Наибольший вклад в разработку принципа П. внесли Будда Гаутама, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Спиноз, Гегель, Дж. Милл и др.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.