14. Философия эпохи Просвещения.
Философия 18 в. В Европе продолжает и развивает идеи 17 в. 18 в. Вошел в историю мысли как век Просвещения. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становиться предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Философские идеи пропагандируются более широко, т.к. в 18 в. Философские сочинения писались только на латинском языке и были известны ограниченному кругу людей, а в 18 в. Сочинения философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет философов.
На знамени просветителей 18 в. Написаны два главных лозунга – наука и прогресс. Эти умонастроения формировались еще в 17 в. Но просветители 18 в. Качественно отличаются по своим взглядам. Во-первых, в их произведениях значительно сильнее подчеркивается связь с науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, они обращались не только к разуму, а к разуму научному, опирающемуся на достижения современной им науки. В-третьих, у них была более ярко выраженная социально-историческая обстановка – утверждение в Англии, Голландии, во Франции и некоторых других странах капиталистических отношений. В-четвертых, они разрабатывали общественно-правовой идеал просвящения – идеал «частного интереса» и «общей справедливости». Философы 18 в. Предпочитают юридическую всеобщность, перед лицом которой все люди равны. Во имя этой всеобщности просветители требуют освобождения от религиозных, национальных и сословных границ.
Прсветительская идеология получает распространение во многих странах: в Германии – Г. Лессинг, И.Гердер; в России – М. Ломоносов, А.Н. Радищев, П.С. Новиков и др.; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Купер, Т.Пейн. Наиболее ярко дух просвящения проявил себя во Франции. Яркими представителями были: Франсуа Мари Вольтер, Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламетри, Адриан Клод Гальвеций.
Вольтер Аруэ Француа Мари (1694-1778) – французский писатель, публицист, историк, философов, один из идейных вождей французского Просвящения. Как отмечаеют его современники, он был чародеем слова, дьявольски умным и остроумным, кругозор его на редкость велик, трудолюбие неиссякаемо, темперамент вулканичен. Он писал о событиях, волновавших всех. Родился он в семье парижского нотариуса. Учился в иезуитской школе. За политический памфлет попал в Бастилию. После освобождения из тюрьмы принял фамилию «Вольтер». За вызов на дуэль графа Рогана второй раз попал в Бастилию. После освобождения был изгнан из страны и переехал в Англию, где познакомился с произведениями Дж.Локка и И. Ньютона. Свои впечатления о жизни Англии он отразил в «Философских (или Английских) письмах», которые по указанию английских властей были сожжены, а автор был вынужден бежать в Лотарингию. По приглашению Фридриха Великого Вольтер поселился в Берлине, где занимался творчеством. И только после избрания его во Французскую Академию он переехал во Францию, в Париж, где был встречен с величайшим почетом.
Творчество Вольтера отличается исключительной многословностью: он драматург-романист – им было написано более 50 пьес; он и историк – написал исторические работы « История Петра Великого», «История России» в двух томах, «История Карла Великого», «Век Людовика 14». Вольтер является и автором «Философского словаря», который в последнем полном (издании) собрании его сочинений занимает 5 томов по 35-40 печатных листов каждый. Он был признанным вождем философско-социального движения. Свое политическое кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам». Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Все его многочисленные сочинения от трагедий и философских трактатов до будущих сарказмом памфлетов, ядовитых эпиграмм, поэм и искрометных экспромтов – наполнены кипучей энергией нескончаемых битв. Он не щадил ни королей, ни священнослужителей, ни вельмож.
Вольтер сотрудничал в энциклопедии Д.Дидро. Резко критикуя клерикализм, различные злоупотребления церкви, выступая против Папы Римского и религии, он призывал: «Раздавите гадину!» и в то же время он говорил: «Религия нужна народу», «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать».
Влияние Вольтера было чрезвычайно сильным в России, чему способствовала Екатерина 2, которая переписывалась с ним и приказала переводить его труды на русский язык.
В области теории познания и методологии для Вольтера характерно криитческое отношение к дедуктивно-рационалистическому методу Спинозы, Лейбница, Декарта, а также несогласие с учением последнего о врожденных идеях. Призывая к опытно-экспериментальному исследованию природы, Вольтер воспринял сенсуализм Локка и стал одним из его популяризаторов во Франции.
В области нравственности он сформулировал свое кредо отношений людей друг к другу: «Обращайся с другими так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой».
В социологии Вольтер призывал отказаться от простого хронологического перечисления исторических фактов, от исключительного внимания к действия королей и полководцев. Он призывал создать философию истории, в программу которой включить культуру народов, открытия в области науки и техники, историю искусств, экономические явления. В области историографии Вольтер призывал отказаться от господствующего тогда европоцентризма и в своем «Опыте о всеобщей истории» стремился охватить историю внеевропейских народов мира: арабов, китайцев, индийцев и др.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский политический мыслитель, революционер, демократ, философ, писатель, теоретик искусства. Родился в Женевев семье часовщика, систематического образования не получил. Молодость его протекала в нужде и в скитаниях. Одаренный писатель, Руссо дебютировал краткой диссертацией «Рассуждения о науках и искусствах», написанной на соискание премии Дижонской Академии. На вопрос содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов, Руссо дал отрицательный ответ. Он доказывал, что развитие наук и искусств со времен Возрождения не усовершенствовало, а наоборот, ухудшило нравы людей. Слава оригинального мыслителя упрочилась за Руссо после выхода в свет других его произведений: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О причинах неравенства». Но в то же время он навел на себя гнев государственной власти. Бегство из Франции (1762) спасло Руссо от ареста. Он бежал в Швейцарию, а потом в Англию. Его пригласил к себе английский философ Д. Юм.
Руссо имел связь с Гольбахом, Дидро, сотрудничал в их «Энциклопедии». Энциклопедисты из-за его бунтарского, бестактного характера, никогда не считали его вполне своим. Он выступал не только против существующей власти, но и против боровшейся оппозиции – энциклопедистов, Вольтера. В последние годы жизни он жил уединенно, переписывал ноты, чтобы добыть средства к жизни, писал мемуары. Умер в нищете. Но, тем не менее, в 1791 г. его прах по решению Законодательного собрания Франции был перенесен в Париж.
Философские взгляды Руссо сложились под влиянием английского и французского деизма. Они дуалистичны и противоречивы. Руссо признавал несотворимость и объективность существования материи, определяя ее как, то, что дано в ощущениях. По Руссо материя инертна, неспособна, породить разум. В полемике с французскими материалистами Руссо утверждал, что существует Бог как мировая воля, мировой разум и источник добра. Человек, согласно Руссо, состоит из смертного тела и нематериальной бессмертной души. Он абсолютизировал сенсуализм: для него чувства непогрешимы, а разум ведет к заблуждению, к теоретическому мышлению он относился отрицательно, считая, что единственным путем к истине ведет непосредственное чувственное знание. Субъективная уверенность в правильности того или иного положения для Руссо выше логических доказательств.
Руссо отвергал теологию, религиозный фанатизм, религиозную нетерпимость. Он был ярким критиком христианства, видя в ее современной форме наихудшую религию. В то же время Руссо осуждал атеистов, как плохих граждан, которых следует изгонять из разумно организованного общества, и даже казнить, если они упорствуют. Критикуя религию, он в то же время стремился найти новую форму связи религии с морально-правовыми нормами буржуазного общества, в целях усиления их авторитета. Попытка создания гражданской религии таила в себе опасность возрождения религиозного фанатизма.
Социально-политические взгляды занимают центральное место в мировоззрении Руссо. Развитие общества он представлял себе следующим образом: вначале существует «естественное состояние», когда все люди свободны и равны, это состояние общества он воспевал как «счастливое детство человечества». Затем «способность людей усовершенствовать орудие труда» привела к частной собственности. Как следствие этого возникает государство. Высшей точки неравенство достигает в деспотическом государстве, где перед лицом всемогущего деспота все уравнены в бесправии.
Успехи в хозяйственной деятельности, науке, искусстве неразрывно связанны, по Руссо, с утратой людьми свободы и счастья, с регрессом в этике и политике. Как революционный демократ он утверждал, что наступит время, когда сила бесправного большинства свергнет власть деспота и ликвидирует неравенство. Тогда люди должны решить проблему, каким образом остаться свободными. Надо заключить общественный договор, суть которого состоит в том, что «каждый из нас отдаст власть, свою личность и свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена, как нераздельную часть целого». В результате этого образуется коллективное целое – государство, народ, обладающий верховной властью, суверенитетом. Что касается частной собственности, То Руссо предлагал не уничтожать ее, а лишь равномерно распределить ее между всеми гражданами в размерах необходимых для их жизни.
Ламетри Жульен Офре (1709-1751) – выдающийся французский философов-материалист, атеист. Врач по образованию. В юности Ламетри изучал богословие, но разочаровался в нем и стал естествоиспытателем, врачом, философом. Вместе с Дидро, Гельвецием Ламетри отстаивал передовое материалистическое мировоззрение. За свои материалистические и атеистические взгляды Ламетри подвергался преследованиям со стороны теологов, идеалистов, врачей старой школы, а также французской королевской власти. После выхода в свет первого произведения Ламетри «Естественная история души» (1745) или иначе, «Трактат о душе» он вынужден был эмигрировать в Голландию. Там он анонимно опубликовал труд «Человек-машина» (1747). Скрываясь от Голландских реакционеров, Ламетри эмигрировал в Германию, где издал последние работы: «Человек-растение» (1748) и «Система Эпикура» (1751), в которых его материалистические и атеистические взгляды нашли наиболее полное выражение. Опираясь на данные естествознания, он отвергал дуализм и доказывал, что существует лишь единая материальная субстанция. Она изначальна и вечна. Материя не возникает, не уничтожается, но лишь меняет формы своего существования. Сознание, дух вторичны по отношению к телу. Способность человека мыслить, чувствовать, помнить, не таить в себе ничего сверх естественного, она не более как свойство тела. Отрицая гилозоизм (это философское учение, утверждающее, что любой предмет обладает способностями ощущать, чувствовать) Ламетри утверждал, что способность ощущений является свойством не всякой материи и «обнаруживается только в организованных телах». Душа не может существовать вне и независимо от тела. Со ссылкой на Лукреция («О природе вещей») он отверг бессмертие души. По Ламетри, материя имеет постоянную способность к движению. Материальная субстанция, существует в формах, составляющих три царства природы: неорганиченное царство, растительное царство и животное, к которому принадлежит человек. Ламетри писал, что нельзя считать нелепой «…мысль о происхождении человека от животных». Утверждая, что мир познаваем, Ламетри вел борьбу против агностицизма. В теории познания Ламетри выступал с позиции материалистического сенсуализма. Из материалистической философии Ламетри сделал атеистические выводы. Он писал, что «Если бы… атеизм получил всеобщее распространение, то тогда все виды религий были бы уничтожены, прекратились бы религиозные войны, и перестало бы существовать ужасное религиозное воинство».
Дидро Дени (1713-1784) - идеолог революционной французской буржуазии 18 в., философ- материалист, писатель и теоретик искусства, просветитель, глава энциклопедистов. Родился в семье зажиточного ремесленника в г. Лангре, где учился в иезуитском колледже, а затем в Парижском колледже. С 1749 г. он стал на позиции материализма и атеизма. В этом же году за произведение «Письма слепых в назидание зрячим» Дидро был арестован и заточен в Венсенский замок. После выхода из тюрьмы, он принялся за создание «Энциклопедии наук, искусства и ремесел», в которой с просветительских позиций была дана оценка всего известного из истории человечества, достижений ремесел, искусств и наук. Свыше 20 лет отдал Дидро «Энциклопедии» и, несмотря на преследования, сумел довести издание до конца. В создании «Энциклопедии» активное участие принимали Вольтер, Гольбах и др. Кроме вышеуказанных произведений, Дидро создал ряд философских и художественных произведений: «мысли о природе» (1754), «Философские принципы материи и движения» (1770), «Монархия» (1760) и др. В произведениях Дидро материалистическая философия достигла по сравнению с английским и голландским материализмом 17 в. более высокой ступени. Дидро отстаивал мысль о материальном мире, рассматривал все существующее как конкретные формы существования единой, вечной, несотворенной материи. Вся природа, согласно Дидро, находится в вечном движении и развитии. Все гибнет в одной форме и восстанавливается в другой. Активность материи объясняется ее гетерогенностью (разнородностью). Материя состоит из бесчисленных элементов, причем каждому из них присуще свое, особое качество. По Дидро, многообразие форм материи создается столкновением и соединением разнокачественных элементов. Вместе с Гельвецием и Гольбахом он развивал взгляды о решающей роли внешней среды в формировании личности. Это служило теоретическим обоснованием революционных требований отмены «порочных и противоестественных» феодальных порядков. Опираясь на теорию общественного договора, Дидро разоблачал вымыслы о божественном происхождении королевской власти, сословного неравенства.
Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) – французский философов-материалист 18 в. идеолог революционной французской буржуазии. Родился в Париже в семье придворного врача. Окончил в Париже иезуитский колледж. Занимал должность генерального откупщика до 1751 г.
Гельвеций входил в кружок Дидро и Гольбаха. Его книга «Об уме» (1758) была всецело направлена против основ феодальных порядков, католической церкви и ее идеологии, вызвала яростные нападки реакционных кругов, была запрещена властями и сожжена. Основные идеи этой книги в дальнейшем были развиты и обоснованы в его произведении «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». В своих философских взглядах Гельвеций утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, он находится в постоянном движении, развитии. Он защищал учение о единстве материи и мышления, и рассматривал сознание и ощущение как свойство материи, возникшее на определенном этапе ее развития.
Гельвеций был противником агностицизма. Он подверг критике религиозно-идеалистические идеи существования Бога, сотворения мира, бессмертия души и др. Он выступил с критикой учения о врожденном неравенстве интеллектуальных способностей людей, которые использовались для увековечения феодально-сословного неравенства. Гельвеций, как и другие материалисты 18 в., придерживался учения о решающей роли среды в формировании интеллектуального и морального облика людей. Но эта среда в формировании интеллектуального и морального облика людей. Но эта среда, по его мнению, определяется великой личностью. «Он придет тот великий человек, которого вы ждете. А такой человек возможен…».
Итак, вся его деятельность сыграла значительную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции конца 18 в. Не будучи сторонником социализма, Гельвеций, однако, своим учением о решающей роли среды в формировании личности, о необходимости гармонического сочетания личных и общественных интересов, о равенстве интеллектуальных способностей людей и т. д. много сделал для идейной подготовки утопического социализма 1-й половины 19 в. и развития философской мысли как во Франции, так и за ее пределами, в том числе и в России, где его идеи пропагандировали просветители конца 18 в.
Поль Анри Гольбах (1723-1789) – французский философ-материалист и атеист, один из идеологов революционной французской буржуазии 18 в. Немец по национальности, родился в Германии. Образование получил в Лейденском университете. В конце 40-х годов переехал во Францию, ставшую его второй родиной. Свою сознательнуюжизнь он провел в Париже, был деятельным сотрудником «Энциклопедии», сотрудничал с Дидро, Гельвецием, Ламетри, Бюффоном, Руссо.
Гольбах теоретически обосновал необходимость замены феодальных порядков новыми, новым «естественным» и «разумным» общественным строем, который в действительности оказался буржуазным обществом. Он утверждал, что феодальный строй уже исчерпал свои возможности. Гольбах был крупнейшим систематизатором мировоззрений французских материалистов 18 века. Основные идеи: первичность и несотворимость материи, материального мира, существующего независимо от человеческого сознания, бесконечность и безграничность материального мира. Неразделимость материи и движения. Несотворимость и неуничтожимость движения. Признавал наличие объективных закономерностей материального мира, выступал против агностицизма, за познание мира.
Во взглядах на общество был идеалистом. Все свои основные философские идеи он изложил в своем труде «Система природы» (1770). Его философское мировоззрение носило механистический характер, а во взглядах на общество – идеалистический характер. Он подвергал острой критике феодальные порядки и формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Атеизм Гольбаха носил воинствующий характер. Эти мысли изложены не только в труде «Система природы», которую его современники называли «библией» материализма и атеизма, но в таких произведениях, как «Разоблаченное христианство»(1761), «Священная зараза», «Галерея святых» и в особенности в книге «Карманное богословие». Он с сарказмом высмеивал церковные порядки, традиции священнослужителей. Он подвергал критике теологов феодализма, их «доказательство» бытия Бога, в том числе и «теологическое» доказательство. Критикуя главный аргумент теологов, по которому существование бога вытекает из якобы царящей в мире гармонии, Гольбах показал, что, во-первых, гармония обусловлена самой природой и, во-вторых, в мире есть нечто иное, как тело. Со смертью тела прекращается существование и души. Он разоблачал зло и религиозную мораль, которую считал противоречащей человеческой природе. Она делает людей малодушными, лишает их личного достоинства. Религиозная мораль идет вразрез с интересами общества. Гольбах считал причиной происхождения и существования религии, страх и бессилие человека перед силами природы, невежество, а также обман народа духовенством.
Итак, в философии 18 в. значительное развитие получил материализм во взглядах на объяснение природы. Заслуга французских философов состоит в следующем:
- их материализм способствовал становлению и развитию естественных наук; - впервые в истории научной и философской мысли ими была создана «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» в количестве 35 томов; - они вели борьбу против религии, которая была защитницей феодализма; - ценным вкладом является признание ими о неразрывности материи и движения.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.