logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

Основные этапы развития античной философии

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в.до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет, Персия, а также Древний Китай и Индия.

Важной чертой античной философии был космоцентризм. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу живого разума. Космос вечен, абсолютен, кроме него нет высшего разума. Он совершенен (божествен). Поэтому важнейшим предметом античной философии являлось познание Космоса, природы его структурности и человека как неотъемлемой части Космоса.

Античными философами была разработана концепция не страдающего, а действующего человека. Он – центр культуры, ее творец (софисты – Протагор 480-410 до н.э.). Его призвание – познавать и творить добро (Сократ 469-399 до н.э.). Человек рассматривался не как личность, а как идеализированный «человек разумный». Судьба – выражение космической необходимости а поскольку человек не знает своей судьбы, причин своего происхождения и своей конечной цели, то он должен действовать, невзирая на предначертанность судьбы, как герой.

Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. У Фалеса (625-547 до н.э. – Милетская школа) – это вода. У Гераклита (544-483 до н.э) – огонь. У Демокрита (470-371 до н.э.) – атомы.

Античная философия не производила четкого различия между фактом бытия и смыслом существования (Парменид, конец VII - VI в. до н.э.).

В античной философии были заложены основы диалектики, положения о том, что жизнь есть постоянное развитие, источником которого является единство и противостояние противоположностей ( Гераклит, 544-483 до н.э., Зенон, 490-430 до н.э.).

Значительное внимание уделялось изучению форм познания: истинное знание доступно разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания, их область – мнения людей ( Демокрит, 470-371 до н.э., Платон, 427-347 до н.э., Аристотель,384-322 до н.э.).

Разрабатывалась проблема нравственности, источником которой считалась природа, разум, знание.

Большое внимание отводилось социально-политическим проблемам. Развитие греческой философии было во многом обусловлено становлением полиса (город-государство). Полисы представляли собой тесно связанное общество, что отражалось на его политических институтах и философских теориях. Политические идеалы характеризовались гармонией равных в политической сфере индивидов, законом и свободой.

Пять периодов античной философии:

  1. Натурфилософский (космологический) (VI в до н.э. –середина V в до н.э.) – характерен преимущественный интерес к проблемам Космоса, поиск субстанционально начала всех вещей (субстанции – первоосновы, из которой состоят все вещи).

  2. Антропологический (гуманистический) (вторая половина V в. до н.э. - конец V в. до н.э.) – основным предметом исследования становится человек и его сущность.

  3. Систематический (V-IV в. до н.э.) – выделяется развитие учений Платона и Аристотеля, систематизировавших предшествовавшие знания и давших формулировки основным философским проблемам.

  4. Этический (III в. до н.э. – I в. н.э.) – большое распространение получили учения, разрабатывавшие нормы нравственности и правила жизни человека.

  5. Религиозный (I в. н.э. – VI в. н.э.) – связан с распространением христианства и выделение в качестве главного объекта философского познания божественного начала.