Основные этапы развития античной философии
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в.до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет, Персия, а также Древний Китай и Индия.
Важной чертой античной философии был космоцентризм. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу живого разума. Космос вечен, абсолютен, кроме него нет высшего разума. Он совершенен (божествен). Поэтому важнейшим предметом античной философии являлось познание Космоса, природы его структурности и человека как неотъемлемой части Космоса.
Античными философами была разработана концепция не страдающего, а действующего человека. Он – центр культуры, ее творец (софисты – Протагор 480-410 до н.э.). Его призвание – познавать и творить добро (Сократ 469-399 до н.э.). Человек рассматривался не как личность, а как идеализированный «человек разумный». Судьба – выражение космической необходимости а поскольку человек не знает своей судьбы, причин своего происхождения и своей конечной цели, то он должен действовать, невзирая на предначертанность судьбы, как герой.
Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. У Фалеса (625-547 до н.э. – Милетская школа) – это вода. У Гераклита (544-483 до н.э) – огонь. У Демокрита (470-371 до н.э.) – атомы.
Античная философия не производила четкого различия между фактом бытия и смыслом существования (Парменид, конец VII - VI в. до н.э.).
В античной философии были заложены основы диалектики, положения о том, что жизнь есть постоянное развитие, источником которого является единство и противостояние противоположностей ( Гераклит, 544-483 до н.э., Зенон, 490-430 до н.э.).
Значительное внимание уделялось изучению форм познания: истинное знание доступно разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания, их область – мнения людей ( Демокрит, 470-371 до н.э., Платон, 427-347 до н.э., Аристотель,384-322 до н.э.).
Разрабатывалась проблема нравственности, источником которой считалась природа, разум, знание.
Большое внимание отводилось социально-политическим проблемам. Развитие греческой философии было во многом обусловлено становлением полиса (город-государство). Полисы представляли собой тесно связанное общество, что отражалось на его политических институтах и философских теориях. Политические идеалы характеризовались гармонией равных в политической сфере индивидов, законом и свободой.
Пять периодов античной философии:
Натурфилософский (космологический) (VI в до н.э. –середина V в до н.э.) – характерен преимущественный интерес к проблемам Космоса, поиск субстанционально начала всех вещей (субстанции – первоосновы, из которой состоят все вещи).
Антропологический (гуманистический) (вторая половина V в. до н.э. - конец V в. до н.э.) – основным предметом исследования становится человек и его сущность.
Систематический (V-IV в. до н.э.) – выделяется развитие учений Платона и Аристотеля, систематизировавших предшествовавшие знания и давших формулировки основным философским проблемам.
Этический (III в. до н.э. – I в. н.э.) – большое распространение получили учения, разрабатывавшие нормы нравственности и правила жизни человека.
Религиозный (I в. н.э. – VI в. н.э.) – связан с распространением христианства и выделение в качестве главного объекта философского познания божественного начала.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.