logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Проблема этого отношения имеет 2 аспекта: 1) Что первично?, 2)Познаваем ли мир. В зависимости от ответов на 1-й вопрос выделяются основные фил.школы: материализм, идеализм, дуализм. На 2-й вопрос отрицательный ответ дает агнозтицизм, частично скептицизм.

Для решения основного вопроса философии применительно к обществу (т.е. в социальной философии) используются категории общественное сознание (ОС) и общественное бытие (ОБ). отличие от традиционной онтологии, термин «Бытие» не имеет здесь трансцендентного смысла. ОБ – это материальные отношения людей к природе и друг другу, существующие независимо от ОС, которое является его отражением.

В качестве субъекта социального развития рассматриваются определенные социальные общности (общество, народ, нация, классы и др.). Не каждый человек способен выступить в качестве субъекта соц-го развития, он реализует свою функцию в большинстве общественных сфер, не в одиночку, а будучи включенным в определенные соц-ые общности.

Общество в целом выступает как субъект по отношению к природе, пытаясь подчинить ее своим интересам, и по отношению к самому себе. Но одновременно оно оказывается объектом действия им же порожденных сил и отношений, вышедших в процессе отчуждения из под ее контроля и вставших над ним. Если такой противоречивый, субъективно- объективный статус присущ обществу в целом, то тем более он присущ субъектам меньшего масштаба.

Народ- в обычном смысле- населения государства, страны.; в строго научном смысле- исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного развития в данный период.

Долгое время роль народных масс игнорировалась. В первые обратили внимание представители историографии (Тьерри, Гизо, Минье). Они говорили что, народ имеет 3 атрибута:1) Народам относят только слои, занятые в материальном производстве. Но когда речь идет о современных развитых странах, где все большее количество граждан выключается из непосредственного участия в материальном производстве, такой подход может дать курьезные выводы. 2) Принадлежность народу зачастую жестко связывают с обязательной прогрессивной направленностью деятельности той или иной социальной группы. 3) Абсолютизируется различие между народом и выдающимся личностями, они решительно противопоставляются друг другу на том основании, что выдающимся личностям не присущи те признаки, на основе которых складывается народ.

Народ- есть соц-ая целостность, характеризуется общей исторической судьбой и отражающей ее исторической памятью, общей верой и единой идеей, общей исторической перспективой. Общая историческая судьба (предпосылки формирования единого народа, имея в своих истоках единую территорию и единое государство, из подданных которого и складывается народ, общая историческая судьба далеко не обязательно «прописана»в них на всех этапах своей реализации). Иногда судьба народа состоит в его многовековом рассеянии (евреи) или длительном расчленении (поляки, корейцы).

Общая вера, единая идея духовно цементирующая народ в целостность. Такая вера не обязательно должны носить религиозный характер. Иногда они имеют сугубо секулярные идеи (напр., национального освобождения ит.д.). Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. Историческая перспектива также сплачивает людей в единый народ, а его утрата разрушает его.

При отсутствии какого либо из рассмотренных моментов народ не может состоятся, с утратой одного из них даже состоявшийся народ распадается. Велика роль исторической памяти, т.е. сохранении прошлого в настоящем. Народ охаивающий свою историю от начала до конца вряд ли может рассчитывать на историческую перспективу.

Толпа в широком смысле – социально психологическое состояние либо предшествующее формированию народа, либо означающее его деградацию. В узком смысле – группа людей, стоящих друг другу «лицом к лицу» или находящихся в «непосредственном соприкосновении», а не любое сообщество людей, такое как нация, каста, классы, коллектив, собравшихся вместе.

Роль народных масс проявляется в п.в. в сфере производства материальных благ. Трудящиеся не только приводят орудия производства в движение, но и каждодневно их совершают, стремясь повысить эффективность своего труда.

Роль в сфере общественно-политической жизни в том, что каждая демократическая свобода, которыми гордятся развитые страны, появились под напором борьбы народных масс. Но народные массы в эпохи революции могут иметь и негативный вклад. Кардинальные переустройства общества невозможно без активного вмешательства масс, но цена преобразований определяется уровнем культуры масс.

Классы- большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Известны 3 формы классовой борьбы :экономическая, политическая, идеологическая. Экон-ая борьба представлет собой борьбу класса за улучшение своего существования в пределах данного общественного строя. Она позволяет классу удовлетворять свои повседневные, частичные интересы (элементарная борьба). Полит-ая борьба - борьба классов по вопросам властных отношений, в том числе гос-го устройства и гос-й власти. Только до конца последовательная полит-ая борьба приводит к отстранению реакционного класса от власти (исторически она является вторичной, ибо она подготавливается экономической и происходит из нее). Идеологическая борьба- борьба классов на уровне взглядов и теорий. Идеология того или иного класса в осознанном теоретическом виде выражает его коренные интересы. Классовая борьба движет вперед исторический прогресс антагонистических формаций.

Нация- исторически сложившая форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна п.в. общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н. более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формацию.

Личность- человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Роль выдающихся личностей. Энгелсь писал- «то обстоятельство, что такой и именно вот этот великий человек появляется в определенное время в данной стране, конечно есть чистая случайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится- более или менее удачная, но с течением времени находится». Появление такой личности вызывается определенными историческими условиями и историческими потребностями масс. По Плеханову 2 условия: 1) существующий общественный строй не должна преграждать дорогу личности с ее способностями, 2) деятельность этого человека должно быть сознательным и свободным выражением общественной мысли, талант должен сделать данного человека более других соответствующих общественным потребностям данной эпохи.