69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Проблема этого отношения имеет 2 аспекта: 1) Что первично?, 2)Познаваем ли мир. В зависимости от ответов на 1-й вопрос выделяются основные фил.школы: материализм, идеализм, дуализм. На 2-й вопрос отрицательный ответ дает агнозтицизм, частично скептицизм.
Для решения основного вопроса философии применительно к обществу (т.е. в социальной философии) используются категории общественное сознание (ОС) и общественное бытие (ОБ). отличие от традиционной онтологии, термин «Бытие» не имеет здесь трансцендентного смысла. ОБ – это материальные отношения людей к природе и друг другу, существующие независимо от ОС, которое является его отражением.
В качестве субъекта социального развития рассматриваются определенные социальные общности (общество, народ, нация, классы и др.). Не каждый человек способен выступить в качестве субъекта соц-го развития, он реализует свою функцию в большинстве общественных сфер, не в одиночку, а будучи включенным в определенные соц-ые общности.
Общество в целом выступает как субъект по отношению к природе, пытаясь подчинить ее своим интересам, и по отношению к самому себе. Но одновременно оно оказывается объектом действия им же порожденных сил и отношений, вышедших в процессе отчуждения из под ее контроля и вставших над ним. Если такой противоречивый, субъективно- объективный статус присущ обществу в целом, то тем более он присущ субъектам меньшего масштаба.
Народ- в обычном смысле- населения государства, страны.; в строго научном смысле- исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного развития в данный период.
Долгое время роль народных масс игнорировалась. В первые обратили внимание представители историографии (Тьерри, Гизо, Минье). Они говорили что, народ имеет 3 атрибута:1) Народам относят только слои, занятые в материальном производстве. Но когда речь идет о современных развитых странах, где все большее количество граждан выключается из непосредственного участия в материальном производстве, такой подход может дать курьезные выводы. 2) Принадлежность народу зачастую жестко связывают с обязательной прогрессивной направленностью деятельности той или иной социальной группы. 3) Абсолютизируется различие между народом и выдающимся личностями, они решительно противопоставляются друг другу на том основании, что выдающимся личностям не присущи те признаки, на основе которых складывается народ.
Народ- есть соц-ая целостность, характеризуется общей исторической судьбой и отражающей ее исторической памятью, общей верой и единой идеей, общей исторической перспективой. Общая историческая судьба (предпосылки формирования единого народа, имея в своих истоках единую территорию и единое государство, из подданных которого и складывается народ, общая историческая судьба далеко не обязательно «прописана»в них на всех этапах своей реализации). Иногда судьба народа состоит в его многовековом рассеянии (евреи) или длительном расчленении (поляки, корейцы).
Общая вера, единая идея духовно цементирующая народ в целостность. Такая вера не обязательно должны носить религиозный характер. Иногда они имеют сугубо секулярные идеи (напр., национального освобождения ит.д.). Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. Историческая перспектива также сплачивает людей в единый народ, а его утрата разрушает его.
При отсутствии какого либо из рассмотренных моментов народ не может состоятся, с утратой одного из них даже состоявшийся народ распадается. Велика роль исторической памяти, т.е. сохранении прошлого в настоящем. Народ охаивающий свою историю от начала до конца вряд ли может рассчитывать на историческую перспективу.
Толпа в широком смысле – социально психологическое состояние либо предшествующее формированию народа, либо означающее его деградацию. В узком смысле – группа людей, стоящих друг другу «лицом к лицу» или находящихся в «непосредственном соприкосновении», а не любое сообщество людей, такое как нация, каста, классы, коллектив, собравшихся вместе.
Роль народных масс проявляется в п.в. в сфере производства материальных благ. Трудящиеся не только приводят орудия производства в движение, но и каждодневно их совершают, стремясь повысить эффективность своего труда.
Роль в сфере общественно-политической жизни в том, что каждая демократическая свобода, которыми гордятся развитые страны, появились под напором борьбы народных масс. Но народные массы в эпохи революции могут иметь и негативный вклад. Кардинальные переустройства общества невозможно без активного вмешательства масс, но цена преобразований определяется уровнем культуры масс.
Классы- большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Известны 3 формы классовой борьбы :экономическая, политическая, идеологическая. Экон-ая борьба представлет собой борьбу класса за улучшение своего существования в пределах данного общественного строя. Она позволяет классу удовлетворять свои повседневные, частичные интересы (элементарная борьба). Полит-ая борьба - борьба классов по вопросам властных отношений, в том числе гос-го устройства и гос-й власти. Только до конца последовательная полит-ая борьба приводит к отстранению реакционного класса от власти (исторически она является вторичной, ибо она подготавливается экономической и происходит из нее). Идеологическая борьба- борьба классов на уровне взглядов и теорий. Идеология того или иного класса в осознанном теоретическом виде выражает его коренные интересы. Классовая борьба движет вперед исторический прогресс антагонистических формаций.
Нация- исторически сложившая форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна п.в. общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н. более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формацию.
Личность- человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.
Роль выдающихся личностей. Энгелсь писал- «то обстоятельство, что такой и именно вот этот великий человек появляется в определенное время в данной стране, конечно есть чистая случайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится- более или менее удачная, но с течением времени находится». Появление такой личности вызывается определенными историческими условиями и историческими потребностями масс. По Плеханову 2 условия: 1) существующий общественный строй не должна преграждать дорогу личности с ее способностями, 2) деятельность этого человека должно быть сознательным и свободным выражением общественной мысли, талант должен сделать данного человека более других соответствующих общественным потребностям данной эпохи.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.