57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
Законы – существенное, необходимое, повторяющиеся и устойчивые связи между явлениями или их сторонами.
Поскольку традиционно до сих пор связывали диалектическую методологию с определением понимаем развития, постольку три закона, определенных наиболее важные стороны развития (его источник, характер, направленность) принято называть основными.
Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений обуславливающая их упорядоченное изменение на основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закон близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимозависимых по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. «закон есть отражение существенного в движении универсума» (Ленин В.И.). типы законов в объективном мире весьма многообразны. Одни законы выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта (напр., закон взаимосвязи массы и энергии), др – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах (напр., закон электромагнитных и гравитационных взаимодействий), между самими системами либо между различными состояниями или стадиями в развитии систем(напр., закон перехода количественных изменений в качественные и др.). законы разделяются также по степени общности и сфере действия. Частные и специфические. Законы выражают взаимосвязь между конкретными физическими, химическими, или биологическими свойствами тел. Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. детерминировано, обусловлено объективными законами. А природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе все социальные законы реализуются благодаря сознательной, целенаправленной деятельности людей. Люди при этом не создают сами законы, а только ограничивают или расширяют сферу их действия в соответствии с своими потребностями и интересами. Сами же законы существуют объективно независимо от сознания людей, как выражение необходимых, существенных, внутренних отношений между свойствами вещей или различными тенденциями развития.
Категории – (греч. Kategoria- высказывание, свидетельство) – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающее наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Источникик учения о категории уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских категорий принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема категорий выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о некотором сущем с самим сущим. С его точки зрения в высказываниях связываются понятия («роды», «виды»), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах.
В новое время учение о категории развивали представители нем. Классического идеализма . для Канта категории – это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемые формы рассудка, упорядочивание нашего опыта. Гегель понимал категорию как развивающиеся способы пологания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как «прочные узлы», служащие опорными и направляющими пунктами его».
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.