13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
К 90-м годам 10 века на территории Восточного Туркестана, Семиречья, возникло Караханидское государство. Его территория простиралась с юга на север от Термеза и Яркента до Балхаша, на востоке – от Кучара до средних течений Сырдарьи и Амударьи т. е. до городов Отрара и Бухары. Около середины 10 в. среди населения Караханидского государства распространилось мусульманство. Ислам начинает играть важную роль не только как религия, но и как своеобразная форма мировоззрения, которая содержит в себе не только верования, но и связанные с ними философские взгляды, общественно-политические и этические идеи. Ислам во многом определяет различные стороны социальной, политической и духовной жизни народов, их образ жизни и быта, способы усвоения научного и философского наследия античности.
При караханидах расцвели наука и культура, литература и искусство. В одной из столиц Караханидского государства – его экономическом, политическом и культурном центре Кашгаре – значительное развитие получили наука и культура, были достигнуты успехи в таких отраслях, как математика, астрономия, медицина, философия, литература, логика и др. Кашгар был центром высшего образования и культурным центром всех тюрских народов. В период господства Караханидов были созданы крупные письменные литературные памятники, содержащие глубокие социально-философские и этические идеи: Это произведение «Кутадгу билиг» Ю.Баласагуни, «Дивану лугат-ат-тюрк» М. Кашгари.
Юсуф Хаджиб Баласагуни (около 1018- 1086) – родился в г. Баласагун (был расположен южнее г. Токмак, Кыргызстан). Главный труд – поэма «Кутадгу билиг» (Благодатное знание»). Содержание и поэтическое достоинство поэмы свидетельствует о том, что Юсуф Хаджиб былвыдающимся поэтом-мыслителем, высокообразованным человеком, ученым-энциклопедистом. В поэме глубоко анализируются проблемы истории, философии, логики, этики, эстетики, социологии, богословия, государства и права, педагогики, математики, астрономии, медицины и др. наук.
В мировоззрении Юсуфа Баласагуни проявляется пантеистический взгляд на мир. Поэт исходил из того, что Бог является первопричиной мироздания. Он полагает, что Аллах «создал велением своим все земное». Мыслитель выступает как сторонник деизма, распространившегося среди восточных перипатетиков. В условиях господства религиозного мировоззрения деизм часто был скрытой формой выражения материалистических, атеистических тенденций. Мыслитель, исходя из достижений естественных наук своего времени, выдвигал концепцию о том, что, возникнув по воле Аллаха, мир развивается по своим законам.
Материалистические тенденции Юсуфа ярко проявляются в космогоническом учении. Он выдвигает концепцию о том, что без света и тепла солнца на земле не может быть жизни. Юсуф изучает планеты, исходя из последовательности от более отдаленных к более близким. В это время были известны, пять планет. Меркурий, Марс, земля, Юпитер и Сатурн. Юсуф Хаджиб выступает как наивный материалист. По мнению мыслителя, окружающая действительность состоит из материальных тел, которые являютяс основой мира и жизни на земле. К этим природным элементам он относит землю, воду, воздух и огонь.Эти четыре природных элемента не только качественно отличаются друг от друга по своим свойствам, но и в то же время тесно связаны между собой. Наивный материализм Юсуфа тесно связан с его стихийно – диалектическими воззрениями. Он утверждал, что все явления природы развиваются и изменяются закономерно: старое отмирает, уступая свое место новому. В области гносеологии мыслитель выступал как рационалист, он подчеркивает роль разума в познании, решительно отвергал мнение о том, что человек якобы обладает знанием еще до рождения и доказывает, что только в процессе познания природных вещей люди вникают в их сущность.
В социально-политических взглядах мыслитель глубоко верил в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством, опираясь на просвещение и науку.
В сочинение поэта особое внимание уделяется проблемам морали. Социально-политические проблемы мыслитель решает при помощи четырех нравственных качеств человека: справедливости, счастья, рассудка и довольства. По мнению Юсуфа, глава государства должен быть образцом для других, иметь не только глубокие знания, но и высокие нравственные качества. Несмотря на историческую ограниченность своих взглядов, Юсуф Хас Хаджиб внес свой вклад в исследование общечеловеческих принципов, норм и качеств морали, которые не потеряли своего значения и сегодня, - это правдивость, искренность, честность, гуманность, сочувствие, дружба и др. Наследие Юсуфа Баласагуни оказало большое влияние на дальнейшее развитие духовной культуры тюрских народов.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.