Специфика философского знания. Основные функции философии
В ходе исторического развития предмет философии неоднократно менялся. Многие философские школы так или иначе трактовали два основных вопроса: 1. Что есть причина всего существующего – материя или сознание, т.е. что считать первичным? и 2. Познаваем ли мир. В зависимости от решения первого вопроса философы делились на идеалистов и материалистов. Однако следует отметить, что такое деление не означает, что материализм и идеализм – полностью противоречивые направления. Наоборот, это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философских знаний. Ответ на второй вопрос более многозначен. Большинство философов придерживаются гносеологического оптимизма и признают познаваемость мира. Но не мало тех, кто это отрицает и проповедует агностицизм, считая, что человек не способен познать окружающий мир либо в силу ограниченности своих собственных познавательских возможностей (Д.Юм – 1711-1776), либо из-за объективной непознаваемости вещей как таковых (И.Кант – 1724-1804).
Философия как мера отношения, созерцания, ощущения, понимания, развертываясь в социальном пространстве и времени оперирует категориями, законами, положениями, состоит из ряда взаимосвязанных разделов: Онтология (учение о бытие), Гносеология (учение о познании), Социальная философия, История философии.
Основной функцией философии является мировоззренческая. Философия, развиваясь в социальной практике исследует не только мир в целом, но и мировоззрение в целом, способствует целостному видению различных типов, форм, картин мира.
Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.
Еще одной функцией философии является критическая. Философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф.Бэкон (1561 - 1626), Р.Декарт (1596 - 1650), Д.Юм (1711 - 1776), И.Кант (1724 - 1804). Все они считали, что философствовать – значит сомневаться. Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил Декарт. Принцип метологического сомнения он положил в основу любого размышления. Начав с принципа методологического сомнения Декарт пришел к формулировке своего известного положения – мыслю, следовательно существую.
Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука сама не может отрефлексировать собственные предпосылки и функция стороннего осмысляющего взгляда выполняет философия. Философия задает науке логическую и гносеологическую базу, необходимую для обеспечения единства исследований как в рамках одной научной дисциплины, так и в сфере междисциплинарных исследований.
Человеко-творческая (социо-культурная) функция – изучая систему понятий, категорий, положений, субъектов (людей), определяет свое место в системе реальности, активность, самореализация.
Познавательная – в результате глубокого усвоения философии у субъекта формируется целостное видение мира, конкретно, концептуально осмысливает объекты реального мира.
Аксиологическая (аксиос – ценный) – на основе философско- понятийно-категориального аппарата люди обобщенно воспринимают ценности предметного мира.
Праксиологическая – осмысление, практическое отношение, целенаправленное усвоение чего-то в контексте философского знания.
Информативная – на основе изучения философии люди получают целостную информацию о мире, его противоречивости.
Прагностическая (эвристическая) – философия способствует предвидению будущего.
Функция рационализации и систематизации. Теоретическое выражение результатов человеческого опыта во всех его формах.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.