logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

Специфика философского знания. Основные функции философии

В ходе исторического развития предмет философии неоднократно менялся. Многие философские школы так или иначе трактовали два основных вопроса: 1. Что есть причина всего существующего – материя или сознание, т.е. что считать первичным? и 2. Познаваем ли мир. В зависимости от решения первого вопроса философы делились на идеалистов и материалистов. Однако следует отметить, что такое деление не означает, что материализм и идеализм – полностью противоречивые направления. Наоборот, это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философских знаний. Ответ на второй вопрос более многозначен. Большинство философов придерживаются гносеологического оптимизма и признают познаваемость мира. Но не мало тех, кто это отрицает и проповедует агностицизм, считая, что человек не способен познать окружающий мир либо в силу ограниченности своих собственных познавательских возможностей (Д.Юм – 1711-1776), либо из-за объективной непознаваемости вещей как таковых (И.Кант – 1724-1804).

Философия как мера отношения, созерцания, ощущения, понимания, развертываясь в социальном пространстве и времени оперирует категориями, законами, положениями, состоит из ряда взаимосвязанных разделов: Онтология (учение о бытие), Гносеология (учение о познании), Социальная философия, История философии.

Основной функцией философии является мировоззренческая. Философия, развиваясь в социальной практике исследует не только мир в целом, но и мировоззрение в целом, способствует целостному видению различных типов, форм, картин мира.

Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.

Еще одной функцией философии является критическая. Философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф.Бэкон (1561 - 1626), Р.Декарт (1596 - 1650), Д.Юм (1711 - 1776), И.Кант (1724 - 1804). Все они считали, что философствовать – значит сомневаться. Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил Декарт. Принцип метологического сомнения он положил в основу любого размышления. Начав с принципа методологического сомнения Декарт пришел к формулировке своего известного положения – мыслю, следовательно существую.

Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука сама не может отрефлексировать собственные предпосылки и функция стороннего осмысляющего взгляда выполняет философия. Философия задает науке логическую и гносеологическую базу, необходимую для обеспечения единства исследований как в рамках одной научной дисциплины, так и в сфере междисциплинарных исследований.

Человеко-творческая (социо-культурная) функция – изучая систему понятий, категорий, положений, субъектов (людей), определяет свое место в системе реальности, активность, самореализация.

Познавательная – в результате глубокого усвоения философии у субъекта формируется целостное видение мира, конкретно, концептуально осмысливает объекты реального мира.

Аксиологическая (аксиос – ценный) – на основе философско- понятийно-категориального аппарата люди обобщенно воспринимают ценности предметного мира.

Праксиологическая – осмысление, практическое отношение, целенаправленное усвоение чего-то в контексте философского знания.

Информативная – на основе изучения философии люди получают целостную информацию о мире, его противоречивости.

Прагностическая (эвристическая) – философия способствует предвидению будущего.

Функция рационализации и систематизации. Теоретическое выражение результатов человеческого опыта во всех его формах.