logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

84. Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, музеев, библиотек, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.

Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей. На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание. Духовная сфера предполагает выделение следующих областей: науки, идеологии, художественно-эстетической жизни, воспитания и просвещения, обеспечивающих формирование новых поколений, передачу духовных ценностей от поколения к поколению.

Элементы духовной сферы характеризуются 3мя признаками:

  1. они основываются на формах, видах общественного сознания

  2. включают определенные типы духовной деятельности

  3. они суть институализированные подсистемы общества

Так, наука – основывается на познании законов природы, общества, самого человека. Религия – на своеобразном отражении в головах людей сил природы и общества, их собственной сущности. Искусство – эстетическое отражение действительности. Но элементы духовной сферы не просто отдельные формы общественного сознания. В них проявляется и деятельностно -продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей. Напр, наука не только сумма знаний о законах действительности, совокупность объективных истин, это и сложнейший процесс человеческой деятельности. Рассматривая другие сферы общественной жизни – социальную, политическую, мы сталкиваемся с определенной многосторонностью общественных детерминантов каждой из них. Но духовная сфера в этом отношении явно лидирует по богатству, разнообразию общественных причин.

Одной из важнейших общественных детерминантов духовной сферы является общественные потребности в передаче накопленного опыта, воспитание новых поколений людей. Если на первых этапах человеческой истории передача общественного опыта воспитания новых поколений осуществлялись путем подражания в совместном труде, использование семейных традиций, то с развитием общественного производства стали выделятся группы людей , профессионально занятых обучением и воспитанием подрастающих поколений. Постепенно сложилась целая отрасль общественной деятельности, система образования и воспитания, в рамках которой и осуществляется передача накопленных достижений культуры.

В общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Нельзя однозначно определить какой из них играет ведущую роль.

Духовная сфера – это не просто социально – материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания, сознания общества.