23. Специфика русской философии
Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальной культуры. Хотя ее духовные предпосылки (куда следует отнести историческое и нравственное самосознание народа) уходят в глубь веков, в собственном смысле слова философское творчество русских ученых и мыслителей начинается лишь после и на основе петровских преобразований, т. е. с середины XVIII в. (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев).
Но веком философской классики для России стал XIX в'. Русская классическая философия XIX в. (П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, Вл. С. Соловьев), как и русская классическая литература (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М.Достоевский, Л. Н.Толстой), несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.
Русская философия — это философия Предупреждения. Ее лейтмотив — нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
С Достоевского и Вл. Соловьева в русской философии и литературе берет начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями и художниками России XX в. Этот жанр нередко требовал языка притч, исповеди, проповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Сверхрационалистический способ и характер русского философствования во многом связан с православным, восточнохристианским мировосприятием и мироощущением славянской души. Об этом в начале века писал крупнейший русский философ Н. А. Бердяев (1874—1948): «Русские не допускают, что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путем, что истина есть лишь суждение. И никакая гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому, поколебать этого дорационального убеждения русских, что постижение сущего дается лишь цельной жизни духа, лишь полноте жизни». Русская мысль, русская духовность находились в оппозиции к западноевропейскому, т. е. буржуазному рационализму, с его прагматизмом, рассудочностью, стремлением «подавить» единичное общим, живую жизнь — бездушными законами логики. В одностороннем рационализме западной философии русские философы видели ее кризис — измену гуманистическому духу философского сознания в целом.
Особенно неприязненно русские мыслители относились к позитивизму, справедливо видя в нем наиболее типичное выражение тупика теоретического мышления, самоумерщвления философии как мировоззрения. Один из самых непримиримых критиков позитивизма — Вл. Соловьев — достаточно точно и рационалистично указал на основной, главный социальный источник позитивистского мышления — раскол, раздробленность самой общественной жизни в условиях буржуазного разделения труда.
«Частичному» сознанию Вл. Соловьев противопоставлял идеал цельного знания, под которым философ имел в виду органический синтез науки, философии и религии. Такую цельность сознанию может придать лишь особое его состояние и вектор — всеохватывающая, космическая Любовь. Смысл Любви — быть антиподом эгоизму, а следовательно, антиподом тому обществу, которое зиждется на выгоде и расчете. Русская философия выдвинула и защищала антибуржуазные ценности, настаивая тем самым на «неистинном», преходящем характере западноевропейского, т. е. буржуазного, типа развития.
Однако важно иметь в виду, что антибуржуазный — в целом — дух русской классической философии («золотого» и «серебряного» веков) не означал ее социалистического характера — в марксистском, тем более марксистско-большевистском смысле. «Русский социализм» Герцена и анархизм Бакунина не столько со-циалистичны, сколько антибуржуазны. Стократ это справедливо по отношению к Достоевскому, которому одинаково претил как торгашеский мир буржуа, так и «муравейник» тоталитарной диктатуры «лекарей-социалистов».
Русская мысль не отрицала роли и значения материальной стороны жизни общества. Она отрицала лишь превращение ее из средства жизни "в цель и смысл ее. .Она пророчествовала об обществе, где беспристрастие любви будет цениться больше, чем самый ловкий расчет и самый крупный предпринимательский успех рынка. В программе Всеединства и цельного знания был прочерчен путь, который мог и должен был пересечься с основной магистралью европейской мысли, но не слиться с ней, а сохранить свой голос с этом дуэте. Подлинное сближение и подлинное взаимообогащение европейской и русской философии — впереди. Оно возможно и оно необходимо как один из краеугольных камней «общеевропейского дома», строительство которого лишь начинается.
Судьба великих русских философов рубежа XIX— XX вв. трагична. Многие из них погибли в лагерях и застенках: П.А.Флоренский (1882—1937), Г. Г. Шпет (1879—1940); изгнаны за пределы Родины: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков (1871-1944), Н. О. Лосский (1870—1965), С. Л. Франк (1877—1950); умерли на чужбине: Л. И. Шестов (1866—1938); пережили политическую травлю и гонения: Г. В. Плеханов (1856—1918), В.В.Розанов (1856-1919), А.Ф.Лосев (1893-1988), Э. В. Ильенков (1924—1979). Сегодня, наконец-то, их труды прочно входят в сокровищницу мировой культуры.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.