32. Философские идеи акынов-демократов
Токтогул Сатылганов (1864-1933), Тоголок Молдо (Баимбет Абдрахманов) (1860-1942), Барпы Алыкулов (1884-1949) и др.
Их творческая деятельность развертывалась во второй половине XIX в. и первой половине XX в. и охватывает 2 исторических среза времени: первый - это годы утверждения, подъема, а затем упадка и разрушения полит-го и соц-но-экон-го режима, установленного царским самодержавием в Кырг-не, а второй- период революц-й ломки обществ-х отношений в ходе Октябрьской революции. Они в какой-то мере были знакомы с идеями русской демократической культуры. В их идейном развитии немаловажную роль играли также казахская, узбекская, уйгурская и татарская культуры. Их взгляды можно отнести к реалистическому, предметно-чувственному, наивно-материалистическому мировоззрению, в котором восприятие окруж-го мира как естественно-исторического органично сочетается со стихийной диалектикой мышления.
О боге и его роли как творца мироздания акыны говорят чаще всего в плоскости соотношения между так называемой сверхъестественной силой и историческим началом во всех вещах и явлениях. В ряде случаев акыны-демократы как будто не отрицают существования создателя, творца, но чаще всего он мыслится как инстанция, вовсе не причастная к порождению вещей, или фактически отрицается (напр., Токтогул употребляет слово «Бог», но не в религиозном смысле, а как символ справедливости и правды. Бог у него символ нравственной чистоты, незапятной совести, правды и истины. Такая интерпретация образа была характерна и для мировоззрения Тоголока Молдо. Правда у него были периоды, когда он отмечал, будто сверхъестественная сила породила мир его с многообразием. Но по мере роста демократических тенденций, накапливая знания, изучая разнообразную литературу, знакомясь научными представлениями о мире, он приходит к наивно-материалистическому взгляду о столкновении четырех стихий без каких либо теологических обрамлений). Мир есть результат естеств-го развития. Эту естественность мировых процессов акыны передавали через ряд понятий, среди которых важную роль играл образ-понятие «текущей воды». Так Токтогул считал «текущую воду» основой развития и изменения явлений природы. Барпы также полагал, что вода является первоосновой сущего.
Примерно в этом же русле шло развитие идей Тоголока Молдо. Он в одной из своих песен сопоставляет силу и мощь четырех стихий- Воды, Ветра, Огня и Дождя, представленных в качестве не абстрактных понятий, а конкретно-чувственных определенностей. Спор между естественными стихиями завершается признанием Земли как первоначала бытия. В свою очередь эти стихии в их едином круговороте образуют суть всего многообразия конкретно-конечных вещей.
Они пытались разобраться в существе соц-й несправедливости и указывали народу, в чем источник его бедствий и страданий. Полагали необходимым изменение существующего порядка вещей путем установления форм управления, приближающихся к народовластью.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.