logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

11. Мировоззрение Ибн-Сины.

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное – Авиценна) (980 - 18. 06. 1037г.). Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, он был подлинным энциклопедистом своего времени. Жил в Средней Азии и Иране, занимал должности врача и визира при различных правителях. Родился в селе Афшана, близ Бухары, в 986 г. он переехал в Бухару, в этот же год его отдали в учение. В 10 лет Ибн-Сина уже знал алгебру, геометрию и даже философию, мог назвать и показать все созвездия и своими вопросами ставил в тупик своих учителей. 12-летнего мальчика считали в Бухаре лучшим знатоком законов. К нему шли за советом старики. Однако математика, физика, астрономия и философия казались Ибн-Сине оторванными от жизни. Вокруг свирепствовала холера и оспа, они уносили тысячи жизней, и он решил посвятить себя медицине. Ибн-Сина овладел наукой врачевания так глубоко и основательно, что приобрел мировую известность. Ибн-Сина написал более 450 трудов, из них до нас дошло около 240. Он и в самом деле пытался объять необъятное: медицина, логика, физика, математика, философия и поэзия, невероятно большой диапазон интересов.

В геологии ему принадлежит теория эволюции земной коры. Ученый связывал образование гор с землетрясениями (в короткий промежуток времени образующими возвышенность) и с последствиями эрозийной деятельности воды и ветра. Останки водных животных, найденные в камнях, позволили ученому сделать вывод о том, что в древние времена эти участки почвы были частью морского дна. Слоистое строение многих гор натолкнуло его на мысль, что за время существования Земли периоды наступления и отступления моря сменяли друг друга.

В биологии он высказал смелую догадку о том, что некоторые болезни передаются через почву, воду и воздух. Он предположил, что в загрязненной воде содержаться невидимые глазом живые организмы, которые являются возбудителями заболеваний. Эту гениальную догадку он высказал за много столетий до изобретения микроскопа.

Ибн-Сина философ оказал огромное влияние на развитие научной мысли и Востока и Запада. Почти 50 произведений ученого посвящены философии. Главные философские труды – «Книга исцеления» (в сокращенном изложении – «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси). Наиболее обстоятельно его философские взгляды изложены в «Книге исцеления» (подразумевается – исцеление души). Большая часть этого энциклопедического издания посвящена описанию мира. Здесь изложены все естественнонаучные знания того времени по физике (включая оптику), химии, сведения о растениях и животных, а также – о геологии и метеорологии. Несколько глав уделено математическим наукам, в числе которых, по обычаю тех веков, представлена и музыка. Особое место отведено логике. Наконец часть посвящена метафизике, содержит подробное изложение философских взглядов ученого.

Философия Ибн-Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логике, отчасти – онтологические концепции неоплатонизма. Ибн-Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога – «первой причины» (так же как у Платона «Единое»), из-за которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Таким образом, «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно аристотелевской космологической схеме. Один бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существовании, все же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. Он обосновывал изначальность и вечность мира, исходя из изначальности и вечности Бога, времени и вечной возможности бытия.

Изложил учение о Деятельном разуме – посреднике между Богом и человеком, их связи через Любовь, мистическое знание. Он считал, что духовность не умирает, а собирается над Землей, как чистое облако Духа (как это созвучно теории ноосферы, которую проповедовал в конце 19 в. В. Вернадский), что бессмертие Деятельного разума – это не что иное, как вечное возрождение человечества и непрерывность цивилизации.

Все это противоречило религиозным догмам и вызывало ожесточение со стороны богословов. Острая идейная борьба, которая разгорелась вокруг его философии между сторонниками и противниками, способствовала широкому обсуждению поставленных им проблем. Не было ни одного писателя или философа, как среди современников Ибн-Сины, так и в последующие века, который не оказался бы под влиянием его смелых идей. Мусульманские богословы(в частности, Газали) обвиняли Ибн-Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты Ибн-Сины пользовались большой популярностью на Востоке и Западе в течении ряда столетий.

Сохранились немногочисленные стихи Ибн-Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. В своеобразных философских повестях «Живой сын Бодрствующего», «Послание о птице», «Саламан и Абсал» Ибн-Сина излагает свои идеи и взгляды в форме развернутой аллегории. Выступал как теоретик литературы в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн-ар-Руми. Большую роль в становлении классического фарси как литературного языка сыграли научные сочинения Ибн-Сины, прежде всего «Даниш-наме». Некоторые исследователи Запада утверждают, что корни поэзии трубадуров, оказавшей огромное влияние на Данте – в арабской философии, и особенно – в мистической философии Ибн-Сины.

Важнейшее медицинское сочинение Ибн-Сины «Канон медицины» - медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. «Канон врачебной науки» - итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке более 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе ив странах Востока. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины – взгляды автора на философию медицины, учение о так называемых соках (кровь, лимфа, желчь) и различиях телосложения, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании.

Жизнь Ибн-Сины проходила в частых скитаниях и странствиях. Он принимал участие в походах, терпя лишение. В конце жизни реакционные круги мусульманского духовенства объявили его еретиком и предали проклятию: он вынужден был скрываться. Чувствуя, что дни его сочтены, Ибн-Сина все свое имущество роздал бедным. Этим он как бы подчеркнул, что его жизнь отдана народу.

Последователями Ибн-Сины считали себя авторитетнейшие ученые Запада: Роджер Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский и др. По словам историка А. Гуашона, степень влияния идей Ибн-Сины была такова, что никто не может сказать, какой была бы тенденция западной мысли в средние века, не будь Авиценны.