logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов

Философские идеи периода развития кыргызской философии, который охватывает время от присоединения к России до победы Октябрьской революции нашли отражение в творчестве акынов мыслителей , таких как Калыгул (1785-1855), Арстанбек (1824-1918), Молдо Кылыч (1866-1917), Дженижок (1860-1918).

Эпоха, в которой жили и творили эти акыны-мыслители (XIX в. и начало XX в), характеризуется сильнейшими социальными потрясениями, переворачивающими до основания сложившийся в течение тысячелетий уклад жизни целых народов. Кыргызстан освободившись из под гнета Кокандского ханства, вошел в состав Российской империи. Несмотря на колонизаторскую политику самодержавия, по своим историческим последствиям вхождения Кыргызстана в состав России было явлением прогрессивным. Благодаря этому историческому событию происходят серьезные изменения в области экономики и культуры кыр-го об-ва.

Социально-полит-е сдвиги и изменения, происходившие в Кыргызстане, нашли свое отражение и в области дух-й жизни. Дореволюц-ая обществ-ая мысль вКырг-не развивалась как составная часть литературно-худ-го процесса. В этот период появилась целая плеяда акынов, которые отражали в своих произведениях все процессы, происходящие в общественной жизни в период присоединения Кырг-на к России. Эти глубокие внутренние противоречия в экон-й, полит-й жизни народа, явившиеся следствием присоединения Кырг-на к России, с одной стороны- не утвердившиеся еще новые эк-е отношения, новые формы управления об-вом, ведущие к разрушению феодально-патриархального уклада соц-й жизни, с другой- обычаи, устои, традиции, складывающиеся веками у кырг-го народа.

Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1866-1917)- родился на севере Кырг-на, в селении Кочкор. Имел религиозное образование. Был одним из первых образованных людей дореволюц-го Кырг-на, сделавшим конкрет-й шаг в процессе перехода от устной к письменной культуре. Наиболее известные произведения: «Сказание о Чуйской долине», «Эпоха скорби», «Пир беркута», «Кыса и зилзала» («Повестование о землетрясении»), «Девушка и парень» и др. Значительное место в нравоучительных стихах, саннатах уделяется напряженным поискам моральных норм, выявлению таких извечных понятий как добро и зло, справедливость, воспитание, брак и семья, трудолюбие, честность, просвещение. Часто критикует такие человеч-е пороки как зависть, жадность, высокомерие, тщеславие, невежество, бездеятельность, воровство, трусость.

Основой мировоззрения Молдо Кылыча была религия. С религиозных позиций объясняет источник нравственности, выводя ее развитие и принципы из непосредственной зависимости от Бога, причину всех бед падения общественных нравов видел в отступлении от положений шариата.

Дженижок Коке уулу (1860-1918). Он был представителем акынов –токмо, акынов-просветителей. Взгляды его были наивно- реалистичны, стихийно- диалектичны. Он в форме диалога и спрора, стихов – размышлений, назиданий искал ответы на интересующие многих людей вопросы: о строении Вселенной, таинственных силах природы, о чудесных явлениях, которые волновали человека. Природа воспринимается им как вечный процесс изменчивости: все движется, нет ничего вечного и неизменного. Мыслитель понимает естественность послед-го хода природ-х и общественн-х явлений. Само время неизмеримо, оно не имеет ни начала, ни конца, не может быть приостановлено ни на миг. Дженижок пытается проникнут в сущность явлений, вещей, распознать их природу и закономерности развития. Через его творчество происходит идея борьбы с соц-й несправедливостью. Его наставления пронизаны идеями дружбы и братства народов, деликатности и осторожности в оценках друг друга.