Основные функции социальной философии.
Социальная философия (СФ)- раздел философии, касающийся философского рассмотрения общественного бытия человека как формы отношения человека к обществу и возникающих тут проблем и противоречий. СФ изучает общество, его законы и оциальныве идеалы, генезис развития, перспективы.Будучи включенной в мировую фил.культуру на всех этапах ее развития СФ выделился как относительная дисциплина в 19в. (Гегель, Маркс, Конт, Спенсер). Для всех них был характерен целостный подход к общественной жизни и ее феноменам, построенных на разных методологических основаниях. В тесной связи с СФ рождаются и социология, акцентрирующая исследования более частных проблем общественной жизни. В 20 в проблемы СФ развивали Шпенглер, Бергсон, Сартр, Хайдеггер, Поппер, Парсонс, Вебер, Бердяев, Сорокин и др. СФ сегодня своеобразное самосознание человечества, пытающееся ответить на вечные вопросы: Откуда мы?, Куда мы движемся?, Как преодолеть глобальный кризис?, Как реализовать себя человеку в новой социальной реальности?
Функции философии - роль философии, которую она выполняет в обществе.
Функции СФ делят на 2 группы: 1) специфические (все функции характерные философии) и 2) общенаучные(гуманистическая и общекультурная). 1) Являясь частью философии, СФ выполняет те же функции что и сама философия. Важнейшими функциями являются мировоззренческая (формирование представлений об отношении между человеком и окружающим его миром):
Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающих нас мира и места человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента:
способы формирования мировоззрения у человека. Мировоззрение индивида может сформироваться либо в результате получения в стихийном процессе становления личности под воздействием социального окружения.
Философия представляет собой все же не мировоззрение, а лишь его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания.
методологическая (выработка наиболее общих принципов и методов познания действительности):
Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического исследования действительности. Принципы же могут совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному.
гносеологическая (формирования знания о своем предмете), аксиологическая (выработка принципов ценностного подхода к действительности), воспитательная (влияние на процесс социализации личности), идеологическая (выражение интересов той или иной социальной группы), и прогностическая (осмысление перспектив развития человека). В разные периоды развития общества та или иная функция философии может выдвигаться на первый план.
2) гуманистическая функция направлена на воспитание личности в духе гуманизма, научно-обосновывающегося пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.,
Она направлена на воспитание личности в духе гуманизма, дальнейшего совершенствования человека.
Сократ и Платон философы возрождения Ф. Бекон и Гоббс, Спиноза, французские материалисты 17 го века, представители классической немецкой философии, Маркс, и Энгельс, русские философы "серебреного века", эксенстенциалисты - все они ставят человека как чувствующего, мыслящего и творческого субъекта.
В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему "человек и окружающий мир", ответить на три исчерпывающих вопроса, которые Кант в "критике чистого разума" сформулировал так:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
общекультурная функция заключается в роли социальной философии в самом развитии общества.
Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего зарождения и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией философии происходило скорей обратное ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявлял, что "культура духа есть философия".
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.