68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
ОС и ОБ являются категориями исторического материализма. ОБ – категория для решения основного вопроса философии применительно к обществу. В отличие от традиционной онтологии, термин «Бытие» не имеет здесь трансцендентного смысла. ОБ – это материальные отношения людей к природе и друг другу, существующие независимо от ОС, которое является его отражением.
ОС- категория, фиксирующая духовную сторону исторического процесса. Оно обладает внутренней структурой, включающей уровни ОС и формы ОС. ОС представляет собой функцию деятельности субъектов общества (их мозга) , сознание данного общества (семьи, села, города, страны, человечества). Оно есть совок-ть и обобщение индивидуальных сознаний данного общества. ОС представляет собой психическую, сознательную и духовную деятельность перечисленных субъектов, а не мирового духа или производит-х сил, государства и др. бессознательных феноменов.
ОС, отражая ОБ, т.е. будучи вторичным по отношению к нему, одновременно является условием возможности стабильного функционирования ОБ. Содержание ОС зависит от социального положения групп людей, их места в способе производства и распределения их отношения к собственности и т.д., поэтому у представителей разных классов, слоев, групп населения в одном и том же обществе содержания ОС будет разной.
С гносеологической (познавательной) стороны ОС заключается в целенаправленном осознании (отражении, воображении, оценке) природного, общественного, индивидуального бытия (прошлого, настоящего, будущего) в форме чувств, знаний, проектов- «живого» и текстового сознания. С социологической (регулятивной) стороны ОС является внутренней сущностью (управлением, творением) ОБ (его функционирования и развития) в соответствии с потребностями и интересами людей.
В ОС входит п.в. совок-ть чувств, представлений, мыслей теорий, находящихся в памяти живых. Это сознание называется массовым и живым для данного общества. В него входит также «неживое» сознание, историческая память, «знаковое» сознание, которое закодировано и сохраняется в виде рукописей, кинофильмов, предметов материальной культуры и т.д. часть этого сознания можно расшифровать и понять, а часть является утраченной, уже непонятной современникам.
Уровни ОС – понятия, отражающие степень осознанности людьми содержания своего сознания и его истоки. Выделяют следующие уровни: Обыденное сознание - отражение ОБ в сознании, не сопровождающиеся специальными осознанными познавательными процедурами. Общественная психология- эмоциональные отношения людей к ОБ, его оценка, выраженная в соотвествующих чувствах и эмоциях. Теоретическое сознание- осознанное отражение ОБ, его существенных связей и закономерностей с помощью специальных средств и методов познания. Идеология- систематизированное, теоретически обоснованное выражение интересов групп.
Формы ОС- понятие, позволяющее выделить различные способы отражения ОБ в ОС. К ним относятся: политическое сознание (совокупность обыденных и теоретических взглядов, идей, выражающих отношение к власти и борьбу за власть различных классов, партий, , наций, государств и др.), правосознание сов-ть обыд-х и теор-х взглядов, идей по поводу права, закона, правосудия и др.), мораль (обыд-е и теор-е представления о способах нравственного регулирования поведения людей, межклассовых, международных отношениях, а также в отношениях с природой), религия, искусство (отражение действительности в художественно-образной форме), наука, философия. Эти формы ОС изучаются соответственно в политологии, философии права, этике, философии религии, эстетике, философии науки, философии и т.д.
ОС на всех уровнях (обыденном -эмпирическом, духовном (теоретическом), во всех своих видах (индивидуальное, групповое, классовое, национальное), типах (научные, идеолог-е, худож-е, мировоззренч-е, воспитатель-е), формах (естествознание, обществознание, человекознание, политич-е, эконом-е, моральное),развивается относительно самостоятельно от природного и общественного бытия (географ-ой, демосоциальной, экон-й, полит-й сфер общесвта). Эта самостоятельность выражается во взаимодействии форм сознания, преемственности, обновления, борьбе, изменении, роли отдельных элементов, влиянии на ОБ, его разные сферы.
Преемственность ОС выражается в сохранении им прежних чувств и привычек, прежних взглядов и навыков, прежних эстетических, научных, идеологич-х, воспитательных взглядов. Одновременно с преемств-тью происходит утрата многих привычек, взглядов, навыков, которые сменяются с новыми.
В отличие от гос-й власти (полит-й элиты и бюрократии) творческая интеллигенция играет роль преимущественно мутагенную. Ее задача –изменять парадигмы духовного сознания общества, предлагать новые идеи, программы, способы решения вставших перед обществом экологич-х, технич-х, эконом-х, полит-х, духовных проблем. В этом смысле она становится антагонистом госбюрократии..
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.