logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.

ОС и ОБ являются категориями исторического материализма. ОБ – категория для решения основного вопроса философии применительно к обществу. В отличие от традиционной онтологии, термин «Бытие» не имеет здесь трансцендентного смысла. ОБ – это материальные отношения людей к природе и друг другу, существующие независимо от ОС, которое является его отражением.

ОС- категория, фиксирующая духовную сторону исторического процесса. Оно обладает внутренней структурой, включающей уровни ОС и формы ОС. ОС представляет собой функцию деятельности субъектов общества (их мозга) , сознание данного общества (семьи, села, города, страны, человечества). Оно есть совок-ть и обобщение индивидуальных сознаний данного общества. ОС представляет собой психическую, сознательную и духовную деятельность перечисленных субъектов, а не мирового духа или производит-х сил, государства и др. бессознательных феноменов.

ОС, отражая ОБ, т.е. будучи вторичным по отношению к нему, одновременно является условием возможности стабильного функционирования ОБ. Содержание ОС зависит от социального положения групп людей, их места в способе производства и распределения их отношения к собственности и т.д., поэтому у представителей разных классов, слоев, групп населения в одном и том же обществе содержания ОС будет разной.

С гносеологической (познавательной) стороны ОС заключается в целенаправленном осознании (отражении, воображении, оценке) природного, общественного, индивидуального бытия (прошлого, настоящего, будущего) в форме чувств, знаний, проектов- «живого» и текстового сознания. С социологической (регулятивной) стороны ОС является внутренней сущностью (управлением, творением) ОБ (его функционирования и развития) в соответствии с потребностями и интересами людей.

В ОС входит п.в. совок-ть чувств, представлений, мыслей теорий, находящихся в памяти живых. Это сознание называется массовым и живым для данного общества. В него входит также «неживое» сознание, историческая память, «знаковое» сознание, которое закодировано и сохраняется в виде рукописей, кинофильмов, предметов материальной культуры и т.д. часть этого сознания можно расшифровать и понять, а часть является утраченной, уже непонятной современникам.

Уровни ОС – понятия, отражающие степень осознанности людьми содержания своего сознания и его истоки. Выделяют следующие уровни: Обыденное сознание - отражение ОБ в сознании, не сопровождающиеся специальными осознанными познавательными процедурами. Общественная психология- эмоциональные отношения людей к ОБ, его оценка, выраженная в соотвествующих чувствах и эмоциях. Теоретическое сознание- осознанное отражение ОБ, его существенных связей и закономерностей с помощью специальных средств и методов познания. Идеология- систематизированное, теоретически обоснованное выражение интересов групп.

Формы ОС- понятие, позволяющее выделить различные способы отражения ОБ в ОС. К ним относятся: политическое сознание (совокупность обыденных и теоретических взглядов, идей, выражающих отношение к власти и борьбу за власть различных классов, партий, , наций, государств и др.), правосознание сов-ть обыд-х и теор-х взглядов, идей по поводу права, закона, правосудия и др.), мораль (обыд-е и теор-е представления о способах нравственного регулирования поведения людей, межклассовых, международных отношениях, а также в отношениях с природой), религия, искусство (отражение действительности в художественно-образной форме), наука, философия. Эти формы ОС изучаются соответственно в политологии, философии права, этике, философии религии, эстетике, философии науки, философии и т.д.

ОС на всех уровнях (обыденном -эмпирическом, духовном (теоретическом), во всех своих видах (индивидуальное, групповое, классовое, национальное), типах (научные, идеолог-е, худож-е, мировоззренч-е, воспитатель-е), формах (естествознание, обществознание, человекознание, политич-е, эконом-е, моральное),развивается относительно самостоятельно от природного и общественного бытия (географ-ой, демосоциальной, экон-й, полит-й сфер общесвта). Эта самостоятельность выражается во взаимодействии форм сознания, преемственности, обновления, борьбе, изменении, роли отдельных элементов, влиянии на ОБ, его разные сферы.

Преемственность ОС выражается в сохранении им прежних чувств и привычек, прежних взглядов и навыков, прежних эстетических, научных, идеологич-х, воспитательных взглядов. Одновременно с преемств-тью происходит утрата многих привычек, взглядов, навыков, которые сменяются с новыми.

В отличие от гос-й власти (полит-й элиты и бюрократии) творческая интеллигенция играет роль преимущественно мутагенную. Ее задача –изменять парадигмы духовного сознания общества, предлагать новые идеи, программы, способы решения вставших перед обществом экологич-х, технич-х, эконом-х, полит-х, духовных проблем. В этом смысле она становится антагонистом госбюрократии..