78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
Ключевым при изучении экон-й жизни общества является анализ материального произв-ва, ибо общество не может сущ-вать без произв-ва необх-х для жизни людей мат-х благ. В процессе мат-го произв-ва возникают и формируются две системы отношений – технико-технологическая и экон-я. Обе системы отн-й не просто связаны. Но и взаимопроникают друг в друга, и таким «проникающим» элементом наряду с человеком является техника, занимающая достойное место и в экон-м, и в технол-м способах производства. Техника – это созданные людьми орудийные средства для осуществления процессов мат-го произв-ва и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества.
Технол-ие отн-я, это складывающиеся на определенной технической основе отн-я произв-ля мат-х благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в ходе технологического процесса.
Экон-й способ произв-ва включает в себя две стороны: произв-е силы, выражающие отн-е общества к природе, степень овладения ею, и произв-е (экон-е) отн-я, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействие людей в процессе производства.
Производительные силы есть система субъективных (человек) и вещественных (техника и предметы труда) элементов, необходимых для процесса материального производства.
Человек (работник – производитель материальных благ) является субъектом производства, решающим элементом производительных сил.
Средства труда (орудия труда) – комплекс вещей, которые человек помещает между собой и природой для воздействия на нее. В свою очередь орудия производства суть лишь часть всей техники.
Предметы труда – все то, на что направлен труд человека.
Производственные отношения – это экон-е отн-я, складывающиеся между людьми в процессе непосредственно произв-ва, распр-ния, обмена и потр-ния матер-х благ. Осн-ое произв-е отн-е – отн-е собственности на средства произв-ва, оно явл-тся первичным, т.к. оно есть «непосредственное отн-е собствен-ов условий произв-ва к непосредственным производителям» (К.Маркс) и означает способ соед-ия вещ- го и личного факторов произв-ва. Все др. отн-я выступают как вторичные, третичные и вообще производные экон-е отн-я.
Взаимодействие между производительными силами произв-ми отн-ми подчинено общему диалектическому закону взаимодействия содержания и формы, согласно кот-му содержание играет опред-ую по отношению к форме роль.
Объективная, матер-я природа произв-х отн-й тем и опр-тся, что формируются они не по воле и желанию людей, а в соответствии с состоянием наличных производительных сил.
Характер произв-х сил вторично меняется в процессе развития кап-го общества: они приобретают общественный хар-р и требуют принципиального изменения собственнических, распределительных, потребительных отношений. И такие изменения действительно происходят подтверждением являются процессы социализации, набирающие темпы в развитых странах. Человек явл-тся не только носителем производственных отн-й, но и «несущей конструкцией» в системе производительных сил. И тот. Кто выступает в качестве организатора производства (истинного), кто заинтересован в его эффективности, это обстоятельство игнорировать не может: оно сильней его доброй или злой воли. Он вынужден – в своих собственных интересах! – проявить заботу о главной производительной силе, неизбежно приспосабливая при этом всю систему производственных и в целом общественных отношений к потребностям развития производительных сил.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.