logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

83. Философское понимание культуры

Термин «культура» первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем этот термин получил более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворение человеком «вторая природа»,как мир созданный человеком. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру. К первой относят совокупность материальных благ, средства их производства. Вторая включает совокупность всех знаний, все формы мышления и всю сферу мировоззрения: философию, науку, этику и т.д., а также эстетическую сферу деятельности (напр, искусство). Корни культуры уходят в глубь истории и связаны с происхождением человека. Развитие культуры характеризует степень овладения человеком силами природы, уровень развития самого человека, расширения его знаний, совершенствования способностей и т.д. изменяя естественную, природную среду, приспосабливая ее к своим нуждам и потребностям, человек создает культурную среду, в которую входят : техника, жилища, средства сообщения, средства общения и т. д. Вместе с тем еще есть и культура несущая в себе материальное и духовное в их единстве. В настоящее время люди живут в культурной среде, их окружают собственные творения.

Недостаток же определения культуры как всего созданного человеком, в том, что во-первых, культура при этом не может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых , не проясняется природа самой культуры, соотношение общества и культуры. Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, т.е. мир наполненный человеческими смыслами.

У В.Даля мы находим следующее толкование слова «культура» - «обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное…». Такое толкование полностью соответствует первоначальному латинскому употреблению слова cultura (colo,colore- взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием). Но чуть позднее у Цицерона мы встречаем и более расширительное применение этого термина – философского возделывания человеческого ума.