logo
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

29. Развитие философской мысли в Кыргызстане

С истории развития общественно-филос-й мысли Кыргызстана можно выделить след-е периоды:

1) период разложения первобытно-общинного строя, формирования и развития классового общества. К источникам данной эпохи относятся археологические материалы, памятники орхоно-енисейской и таласской письменности древних тюрков, выписки из китайской исторической хроники, собранные известным русским синологом Н.Я.Бичуриным и разножанровые образцы кыргызского фольклора.

2) период становления, развития и расцвета феодализма. Исторически совпадает с распространением ислама и возникновением на территории Восточного Туркестана и Семиречья Караханидского государства. Основными представителями являются Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашкари, легендарные кырг-е мыслители Толубай Сынчы, Санчы Сынчы, Асан Кайгы. Значительное место занимают произведения устного народного творчества- эпосы(«Манас», «Эр Табылды», «Кедейкан» и др.), которые стали своеобразной летописью жизни, истории и культуры кыргызского народа.

3) период, который охватывает время от присоединения к России до победы Октябрьской революции. Филос-е идеи данного периода были отражены в творчестве таких мыслителей как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Осмоналы Сыдык, Ишеналы Арабаев, Дженижок, Токтогул, Тоголок Молдо, Барпы Алыкулов.

4) период развития общественно- полит-й и филос-й мысли Кыргызстана в составе СССР. Одной из характерных черт данного периода является то, что в целом общественная мысль развивалась на основе марксистско-ленинской методологии. Здесь следует выделить 2 этапа:

1 этап- 20-30годы- этап распространения и утверждения социалистических идей и становления нового миропонимания (К.Тыныстанов, Ж.Абдрахманов, Б.Солтоноев идр.).

2 этап- 50-годы- послевоенные годы- становление и развитие профессиональной философской науки. У истоков професс-й философии в Кыргызстане стали М.Джунусов, А.Алтымышбаев, А.Давлеткельдиев, А.Салиев, А.Н.арынбаев и др.

Духовная жизнь, в том числе развитие общественно-филос-й мысли, кыргызского народа до начала ХХ века была воплощена главным образом в худож-й литературе, филос-ая мысль этого народа органически вплетена в лирико-поэтическое сознание данной эпохи и характеризовалась мировоззренческой проблематикой, этническим сознанием, религиозно-мифологическим и художественным отношением к действительности. Кыргызская филос-я до середины ХХ века не имеет рационалистических собственно-филос-х систем, не содержит в себе более или менее дифференцированного теоретического филос-го знания. Становл-е и развитие професс-й филос-й науки относится ко второй половине ХХв.