29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
С истории развития общественно-филос-й мысли Кыргызстана можно выделить след-е периоды:
1) период разложения первобытно-общинного строя, формирования и развития классового общества. К источникам данной эпохи относятся археологические материалы, памятники орхоно-енисейской и таласской письменности древних тюрков, выписки из китайской исторической хроники, собранные известным русским синологом Н.Я.Бичуриным и разножанровые образцы кыргызского фольклора.
2) период становления, развития и расцвета феодализма. Исторически совпадает с распространением ислама и возникновением на территории Восточного Туркестана и Семиречья Караханидского государства. Основными представителями являются Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашкари, легендарные кырг-е мыслители Толубай Сынчы, Санчы Сынчы, Асан Кайгы. Значительное место занимают произведения устного народного творчества- эпосы(«Манас», «Эр Табылды», «Кедейкан» и др.), которые стали своеобразной летописью жизни, истории и культуры кыргызского народа.
3) период, который охватывает время от присоединения к России до победы Октябрьской революции. Филос-е идеи данного периода были отражены в творчестве таких мыслителей как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Осмоналы Сыдык, Ишеналы Арабаев, Дженижок, Токтогул, Тоголок Молдо, Барпы Алыкулов.
4) период развития общественно- полит-й и филос-й мысли Кыргызстана в составе СССР. Одной из характерных черт данного периода является то, что в целом общественная мысль развивалась на основе марксистско-ленинской методологии. Здесь следует выделить 2 этапа:
1 этап- 20-30годы- этап распространения и утверждения социалистических идей и становления нового миропонимания (К.Тыныстанов, Ж.Абдрахманов, Б.Солтоноев идр.).
2 этап- 50-годы- послевоенные годы- становление и развитие профессиональной философской науки. У истоков професс-й философии в Кыргызстане стали М.Джунусов, А.Алтымышбаев, А.Давлеткельдиев, А.Салиев, А.Н.арынбаев и др.
Духовная жизнь, в том числе развитие общественно-филос-й мысли, кыргызского народа до начала ХХ века была воплощена главным образом в худож-й литературе, филос-ая мысль этого народа органически вплетена в лирико-поэтическое сознание данной эпохи и характеризовалась мировоззренческой проблематикой, этническим сознанием, религиозно-мифологическим и художественным отношением к действительности. Кыргызская филос-я до середины ХХ века не имеет рационалистических собственно-филос-х систем, не содержит в себе более или менее дифференцированного теоретического филос-го знания. Становл-е и развитие професс-й филос-й науки относится ко второй половине ХХв.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.