10. Арабо-язычная философия средневековья.
На развитие философии Ближнего и Среднего Востока большое влияние оказал ислам. Ислам возник в 7 в. К 9 в. образуется Арабский халифат. С образованием Арабского халифата экономические связи стали весьма интенсивными. Н атерритории Арабского халифата был повсемемтно учрежден ислам. В качестве единого языка был введен арабский язык и письменность. Арабский халифат существовал всего два века – 9 и 10 вв. Влияние, которое оказал ислам и арабская культура было настолько глубоким, что когда халифат распался, культура развиваласб под влиянием прежней арабской культуры.
В 8в. возникло мусульманское богословие. Причиной возникновения мусульманской схоластики явилась потребность истолкования догм ислама применительно к практике. Истолкование догм привело, в конечном счете к тому что выявилось много проблем в исламском богословии, на которые в Коране нет однозначного ответа. Это явилось причиной того, что в исламе возникло множество различных сект.
Постепенно в 8 в. выявилось два направления в исламе: 1. ортодоксальное, которое исходило из буквы Корана, т.е. требовало буквального Корана и 2.рациональное, которое исходило из духа Корана. Если первое направление провозгласило методом истолкования аналогию, то второе направление провозгласило свободное рассуждение. Все ортодоксальные богословы назывались мутакаллимами, а сторонники рационального направления – мутазилитами. Главным основоположником мутализма был аль-Аллаф, ан-Наззам, аль-Джахиз.
Мутазилитское учение ориентировалось на традиции Аристотеля и неоплатоников. Рационализм мутазилитской доктрины выразился в утверждении приоритета разума над верой и отрицания всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением в их истинности. Мутазилиты отвергали «божественную сущность» Корана и для этого прибегали к различным способам – от изощренной софистики до применения методов исторической и философской критики текста. Возникновение течения мутализма в исламе говорит о том, что античное философское наследие и связанные с ним представления о мире и человеке, воспринимались на Востоке не механически, а творчески, в соответствии с требованиями времени. Не случайно, что мутазилизм явился тем отправным пунктом, откуда начинается философия на средневековом Ближнем Востоке. Абсолютной границы между философией и мутализмом нет, так как наиболее выдающиеся мутазилиты, как аль-Назрали уже считаются философами.
Судьба философии на средневековом Западе и Востоке совершенно отличается. Общение средневековой западноевропейской схоластики к античной философии было прагматичным. Средневековые схоласты хотели подчинить философию религии. Перейдя же на Восток, античная философия приобрела вторую родину, т.е. духовные идеи античной философии соответствовали той обстановке, которая существовала на Востоке. Средневековый Восток на много веков опережал Запад. Культуру средневекового Востока характеризуют следующие черты:
Космополитизм (в Арабском халифат входили многие народы, которые прносили свои элементы);
Сильная светская традиция (проявление светскости являются естественные науки).
Каждый ученый был энциклопедистом. Каждый философ детально изучал античную философию. Арабоязычные философы заимствовали из древнегреческого наследия то, что им было необходимо, то, что отвечало запросам мусульманского Востока, по-своему общественно-политическому и идеологическому развитию совершенно отличавшегося от античного мира. В начальный период развития арабоязычной философии наиболее заметным было влияние платонизма, связанного с религиозной идеологией ислама. Тогда же, в связи с развитием естественных наук и, прежде всего математики, началось увлечение учением Пифагора и неопифагореизмом. Оно свидетельствовало об известном разочаровании передовых представителей арабоязычной философии в ортодоксальном исламе, претендовавшем на решение всех загадок бытия. В учении пифагорийцев их привлекала рациональная мысль о роли математических отношений, а также идея, что в противоположностях, присущих всему сущему, определяющая роль принадлежит числам.
Наиболее сильное воздействие на теоретико-познавательные основы суфизма и исламизма на арабском Востоке оказал неоплатонизм. Под влиянием неоплатонической космологии находилась и часть мутазилитов. Начинается увлечение арабоязычных философов, в том числе и некоторых восточных перипатетиков, неоплатоническим учением об эманации. Постепенно в арабоязычной философии все заметнее становится влияние учения Аристотеля и его последователей. В ту эпоху без знакомства с трудами Сагрита и знания его основных идей не мыслилось изучение философии, логики и вообще светское образование. Характерная для арабоязычного Востока тяга к естествознанию определила восприятие именно материалистической стороны философии Аристотеля. Это, в конечном счете, приводило к определенному свободомыслию. Кроме того, философия Аристотеля, представляла большие возможности, нежели платонизм, дл широкого изучения природы и развития естественных наук. По Аристотелю, Бог не был творцом, а первой причиной движения и покоился вне природы без движения, не вмешивался в мирские дела и природу. Эти мысли Аристотеля давали широкие возможности для философского обобщения достижений естествознаний и его развития. Постепенно складывается так называемый «восточный перипатетизм» или «восточный аристотелизм», что означает не просто философскую систему или учение самого Аристотеля, но и рационализм, тесно связанный с натурфилософией, а через нее и с сильно выраженной материалистической тенденцией.
Главная проблема, которой занимается арабоязычная философия – проблема метода познания. Эта проблема заимствована у мутализма. В связи с первой проблемой возникает вторая – отношение к прежней философии, защита философии как метода познания.
Основоположником арабоязычной философии был аль-Кинди (801-866 гг.) Он впервые создал завершенную философскую систему и впервые высказал целый ряд идей, которые впоследствии определяют главные тенденции арабоязычной философии. По вопросу о методе аль-Кинди, развивая традиции мутализма, стоит на точке зрения, что методом познания является разум – акл. Если официальная религия выдвигала в качестве способа познания веру, то аль-Кинди выдвигал разум. Аль-Кинди положил начало классическому перипатетизму. Философские и логические труды аль-Кинди, его рационалистические мысли послужили непосредственным основанием для формирования мировоззрения прогрессивных последующих представителей арабоязычной науки, таких, как аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, аль-Бируни. и др.
Вторым крупнейшим представителем арабоязычной философии был аль-Фараби (около 870-950 гг.). За энциклопедичность знаний, универсальность научных интересов Аристотель был прозван на Востоке «Первым Учителем». По свидетельству многочисленных средневековых мусульманских авторов, до аль-Фараби и после него не было мыслителя, равного Аристотелю по широте научных интересов, по универсальности знаний. Недаром аль-Фараби был назван «Вторым после Аристотеля Учителем», «Аристотелем Востока». Центральное место в мировоззренческой системе аль-Фараби занимают проблемы бытия, его категории и структуры, а также проблема материи. Они подробно излагаются во многих его сочинениях. Эти вопросы нашли широкое отражение в первых частях произведений «Гражданская политика», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и др. По мнению мыслителя, бытие состоит из шести основ или ступеней, которые связаны между собой отношениями причины и следствия. Первопричина (или первооснова) – Всевышний Аллах – находится на первой ступени, вторые причины – на второй ступени, они являются причинами существования небесных тел, деятельный разум – на третьей ступени, душа – на четвертой, форма – на пятой, материя – на шестой ступени.
У аль-Фараби все небесные и земные сферы имеют свойства материальности, т.е. телесности. Тела или материальные предметы, распадаются на шесть кругов, совокупность которых составляет мир: 1. Самые первичные части материи – это четыре элемента, т.е. огонь, воздух, вода, земля. Они являются не только основами природы, но и основами всех земных тел. Остальные пять рядов телесности возникли в результате различных комбинаций простейших элементов. 2. Минералы. 3. Растения. 4. Неразумные животные. 5. Разумные животные. 6. Небесные тела.
Мир, согласно аль-Фараби, познаваем. Источники познания – органы чувств, интеллект и умозрение. Первые два дают непосредственное знание, а с помощью умозрения познается сущность вещей.
Духовным последователем аль-Фараби был уроженец Бухары, таджик по происхождению, Ибн-Сина (около 980-1037 гг.). Ему приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на фарси по всем известным тогда разделам научного и философского знания. Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» состоит из четырех разделов, посвященных проблемам логики, физики, математических наук и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» (Даниш намэ»). «Книгауказаний и наставлений», написанная в последние годы жизни – итоговое изложение его философских идей.
Ибн-Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию Бога – «первой причины», «необходимо сущего само по себе», из которого в иерархическом порядке истекают умы, души и тела небесных сфер. Один Бог, по Ибн-Сине, обладает абсолютным сущуствованием, все же остальное само по себе только возможно, а действительно благодаря лишь Богу. Однако природа, истекающая от Бога через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве.
Аль-Бируни (973-1048 гг.) написал много трудов по различным отраслям науки. Среди них – «Хронология древних народов», «Описание Индии» и др. По Бируни , природа находится в постоянном изменеини и развитии. Материя сама создает и изменяет форму вещей. Бируни – автор около 150 трудов по астрономии, геодезии, математике, географии, минералогии, физике, фармокологии, философии, этнографии, литературоведению. Он впервые построил глобус Земли, определил величину Земли по наблюдениям понижения горизонта, составил тригонометрические таблицы, ввел в научный обиход метод определения минералов по их удельным весам.
Итак, средневековая арабоязычная философия существовала с конца 8 в. По 13 в. Ей были присущи следующие основные черты:
-антиклерикальная направленность; - светский характер; - связь с естественно-научными знаниями; - практический характер; - рациональный характер; - свободомыслящий характер; - гуманистический характер; - оптимистический характер.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.