logo search
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.

Кант Имануил (1724-1804)- немецкий философ и ученый, родоначальник нем. классического идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был в 1755-70 доцентом, а в 1770-96 – профессором унив-та. Кант – основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма. В так называемый «докритический» период (до 1770) Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной «туманности». «Докритический» период – это дань естественно- научным и натурфилософским проблемам. В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении – в результате приливного трения – суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя, развив дальше идеи Декарта и Галилея. Механические законы обнаруживаются в материи, но не вытекают из нее, и причина мира – не материя, а Бог. В биологии Кант наметил идеи генеалогической классификации животного мира. Однако, признавая бесконечность развития мира, он вместе с тем полагает, что этот процесс все же имел начало. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В философских работах «докритического» периода Кант наметил – под влиянием эмпиризма и экзистенциализма Юма – различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных величинах и осмеял увеличение современников мистикой и «духовидением». Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивается в пользу опыта. В 1770 состоялся переход Канта к воззрениям «критического» периода; в 1781 появилась «Критика чистого разума», за ней были опубликованы «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах «критического» периода Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии («метафизики», согласно принятой тогда терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностецизму – к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе («вещей в себе»), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно «явлений», т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по Канту тем, что в нашем сознании на лицо «априорные» формы чувственного познания. К априорным формам чувственности и рассудка Кант относит пространство и время и категории качества, количества, отношения и модальности (в каждой по три категории, всех двенадцать). Идеи чистого разума, душа, мир, Бог, которые лежат в основании естественного стремления к объединению всего нашего познания, объединяя его единым задачам и являясь предельными идеями нашего познания. В своей совокупности учение о душе (рациональная психология), учение о мире в целом (рациональная космология), и учение о Боге (рациональная теология) образуют собой основные разделы философии. Познание сущности вещей в себе Кант считает возможным в рамках практического знания, нравственности. Бесспорное преимущество практического разума над теоретическим дает возможность в этом смысле Канту возвысить веру над разумом. В разуме, по Канту заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов протекающих в мире (с точки зрения наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании бога, как безусловно необходимого существа. Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) – и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные – и существуют процессы (поступки) совершающиеся сво­бодно; имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Решение загадки — в ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явле­ний», в признании «вещей в себе» не­познаваемыми. Так, человек одновре­менно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъ­ект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть тем постулатом веры, на котором основывается наше убеждение в су­ществовании нравственного порядка в мире, и т. д. Это учение об антиномичности разума, служившее у Канта основа­нием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в нем. классическом идеа­лизме. Подчеркивая творческую роль субъекта и активное воздействие тео­ретических предпосылок на эмпириче­ский материал, Кант в своем понима­нии познания и поведения в общем оставался в плену дуализма, агности­цизма и формализма. Так, в этике Кант провозглашал ее основным законом безус­ловное повеление (Категорический им­ператив), требующее руководствовать­ся таким правилом, которое совершенно независимо от нравственного содержа­ния поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводил прекрасное к «не заинтересованному» удовольствию, не зависящему от того, существует предмет, изображенный в произведениях искусства, и обусловленному только формой. В прочем, провести последовательно свой формализм кант не смог: в этике – в разрез с формальным характером категорического императива – он выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике – в разрез с формализмом в понимании прекрасного – объявил высшим видом искусства поэзию, так как она возвышается до изображения идеала, которым является человек, и т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения ко взаимной выгоде для различных государств. Кант считал, что философия должна ответить на вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что есть человек?». Своими ответами на эти вопросы Кант выступил и как представитель завершающегося этапа Просвещения и как мыслитель, положивший начало последнему периоду новоевропейской классической философии. При всех своих внутренних противоречиях , учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. (Неокантианство, Марбургская школа, Баденская школа).

19. Система и метод Гегеля.

Гегель Георг Фридрих (1770-1831). Проблема соотношения объекта и субъекта по-новому с идеалистических позиций ставится в философии Гегеля – представитель объективного идеализма – диалектик, логик. В философских работах Гегеля изучаются главным образом логико-гносеологические вопросы , обосновавшаяся сущность диалектики как универсального метода познания и преобразования действительности в контексте объективного идеализма. В центре философского учения Гегеля находится понятие абсолютная идея – для Гегель это абсолютный разум, абсолютное мышление, абсолютная субстанция, основа вещей существующего, предпосылка чего-то, сущность чего-то. Отсюда Гегель тотальность идей рассматривает на трех уровнях:

  1. идеи сами по себе.

  2. идеи природы (природа, космос).

  3. идею духа (человек)

в зависимости от этого и написаны следующие работы Гегеля «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», которые в совокупности составляют энциклопедию философских наук. Отсюда Гегель начинает свое философское рассуждение с рассмотрения содержания, науки-логики, которая состоит из трех частей: учение о бытие, учение о сущности, учение о понятии. В первом разделе этой работы мыслитель раскрывает сущности таких понятий как: бытие, наличие бытия, определенность, качество, количество, мера (триада бытие). Затем во второй части науки – логики исследует сущности следующих понятий: сущность явления, содержание, форма, необходимость и случайность, часть и целое, структурный элемент и т.д. При этом он объясняет, что бывают «бедные понятия» и «богатые понятия». Дальнейшее развитие богатых понятий приводит к возникновению объективного понятия – объекта. В этой связи Гегель исследует содержание понятия природы на основе достижения, на основе механики, физики, органики, затем он переходит к рассмотрению сущности субъекта как объекта (человеческий мир). При этом человек или человеческий дух исследуется с учетом данных антропологии, феноменологии и психологии, выделены взаимосвязи, уровни человеческого духа.

Субъективный дух - общественный индивид, личность, семья, исторические общности. Объективный дух – государство, страна, мировое общество. Затем мыслитель переходит к рассмотрению содержания объективного духа (форма общественного сознания)

Вышеприведенное высказывание можно выразить следующим образом:

(закрытая система Гегеля, абсолютная идея – начало начал)

Бытие, мышление, разум ←Абсолютная идея

↓ ↑

природа ↑

↓ ↑

человек ↑

↓ ↑

общество → абсолютный дух

(природа, человек, общество - инобытие)

наряду с этим Гегель разработал и сформулировал основные законы и категории диалектики. Законы: закон взаимного перехода качественных изменений в количественные; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. Категории: необходимость, случайность, действительность, сущность, элемент, содержание, форма. Исходное положение Гегеля – тождество бытия и мышления, т.е понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающейся процесс самопознания абсолютной идеи самой себе. Каждый человек достоин высочайшего, обладает возможностью познать абсолютное. Диалектика разрабатывается мыслителем как наука, как знание, пригодное для изучения и передачи другим, становится принципом системы философских знаний. Тождество мысли и бытия, включающее в себя субъективное и объективное, изначально взято Гегелем в процессе разумного развития мира. Процесс мышления- необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики.

20. Антропологический материализм Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804-1874) – натуралист, представитель метафизического материализма. Новым типом философии, антропологически-материалистической, является философия Фейербаха. Он называл ее «организмом», «гуманизмом» и пытался доказать, что человек – начало, середина и конец всякой религии, ибо Бог – это совершенный и могущественный человек. Фейербах призывал превратить философию в общечеловеческое дело через замену фантастических религиозных воззрений теми, которые соответствовали сущности человека – чувству любви, ибо в ней он видит решающую силу общественного прогресса. Он считал, что из учения о конкретном человеке можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям духа, субстанции, Бога и т.п. В его основной работе «Сущность христианства» ставятся следующие вопросы: с диалектических позиций осмысливаются, сущность природного бытия при этом он отказывается от понятия материи. Природа – вечна, бесконечна, объективно существует в пространстве и во времени. Движение – способ существования природного бытия (материи), а пространство и время – форма бытия , природного мира. по утверждению мыслителя в природе функционируют различные формы движения материи: механический, физический, химический, биологический и т.д. природа и ее объекты рассматриваются как проявления организма, для него человек есть биологическое существо: единство тела и духа, многочисленных природно-биологических качеств. Часть природы подчиняется природным закономерностям. Отсюда Фейербах считал, что существуют «Я», «Ты», «Он», «Она», «Они», которые связана только природными узлами. В этом и проявляется натурализм Фейербаха тем самым мыслитель недооценивает сущность социальных отношений. Отсюда он некорректно исследует сущности общественного сознания в частности христианства.