logo search
Философия2178

2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы

Специфическими чертами китайской философии, связанными с особенностями культуры китайской цивилизации, являются:

1. Особая роль философии в социально-политической жизни. Философы в этот период нередко были министрами, послами, государственными чиновниками различного уровня. Поэтому для них характерна сосредоточенность на вопросах управления государством, этики, ритуала, политики.

2. Практицизм теоретических поисков. Философия должна способствовать самосовершенствованию человека и помогать управлению государством.

Ценнейшим источником древнекитайской философии является«Книга перемен», в которой представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название книги).

Наиболее влиятельными философскими школами Древнего Китая являются даосизмиконфуцианство.

Основателем даосизмаявляетсяЛао-цзы(VI–V вв. до н. э.). В трактате «Дао дэ цзин» он пытается объяснить основы построения и существования мира и найти принципы жизни, которым должен следовать человек. К числу основных категорий даосизма относятся философские понятия «дао», «инь – ян».

Дао– это сверхчувственная реальность, являющаяся основой мира, всеобщим законом, которому подчиняется все существующее.Пара категорий «инь – ян» обозначает противоположные, циклически доминирующиево взаимодействии силы, начала Вселенной. Благодаря взаимодействию инь и ян, происходящему в любом объекте и явлении, в мире все находится в движении и изменении.

Этический идеал даосов ярко выражен в содержании принципа «у-вэй» – принципа «недеяния», который призывал к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности по преобразованию мира, ведущей к нарушению естественного хода развития объектов и явлений. Несоблюдение всеобщего закона дао является причиной человеческих бед и несчастий. Принцип «недеяния», по мнению даосов, предполагает органичное вписывание, приспособление к естественному ритму жизни Космоса.

Конфуцианство– этико-политическое учение, основанноеКонфуцием, возникло на рубеже VI–V вв. до н. э. Идеал конфуцианства – сильное государство и процветающее общество. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Поддержание образцового порядка в стране в свою очередь являлось, с точки зрения Конфуция, важнейшим условием сохранения космической гармонии – дао.

В связи с этим Конфуций основное внимание сосредоточивает на добродетелях, следуя которым люди могут жить в гармонии друг с другом и строить справедливое общество. Центральной добродетелью в его учении является жэнь– человеколюбие, которое проявляется в соблюдении «принципа взаимности» в отношениях к людям: «чего не желаешь себе, не делай другим». Конкретным воплощением жэнь являетсяли– благопристойность, следование ритуалу и этикету. Конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: почтительности к старшим и максимальном соответствии своему статусу.Для того, чтобы у людей различных сословий и выполняющих различныефункции установились достойные отношения, необходимо честное выполнение каждым своего семейного, профессионального, гражданского долга. Важной категорией конфуцианства являетсявэнь– воспитанность, образованность человека.

Жэнь, ли, вэнь – качества идеальной личности, именуемой благородным мужем. Все учение Конфуция направлено на разъяснение того, как стать благородным мужем. Благородному мужу противостоит низкий человек. Он думает о выгоде, склонен к раздорам, не умеет переносить трудности. Никто не предопределен быть благородным мужем или низким человеком. Все зависит от труда индивида над самим собой.

Учение Конфуция сыграло важную роль в объединении китайского общества, во многом способствовало формированию уникального облика китайской цивилизации.