5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
Картина мира может быть сформирована на основе различных типов мировоззрения – религиозного, естественнонаучного, мифологического и т. д. К формированию картины мира с позиций научного знания стремился философский материализм. Основным понятием в философском материализме является понятиематерии(«вещь», «вещество»). Впервые оно появилось в работах Аристотеля.Это понятие вбирает в себя длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла. По мнению сторонников философского материализма, мир – это движущаяся материя в различных ее проявлениях.
Понятие «материя» прошло три этапа в своем историческом развитии.
Первый этап.Наглядно-чувственныепредставления о материи появились в ранних древнегреческих философских учениях. Считалось, что материя есть то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы». В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. д. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап. В эпоху Возрождения и особенно в Новое время преобладалимеханическиепредставления о материи. В этот период считалось, что материя – это совокупность физических тел и процессов (И. Ньютон, Ж. Ламетри, Д. Дидро и др.).
С точки зрения третьего этапа, диалектико-материалистического, материя – это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.
В настоящее время в философии сосуществует множество определений понятия материи. Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Что касается строения материи, то современной науке известны два его вида – веществоиполе.Веществодискретно (внутренне расчленено), структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формами вещества могут выступать атомы и молекулы, газы, жидкости, полимеры, белок, вирус, живые организмы, макротела. Они не имеют массы покоя и рассредоточены в пространстверавномерно. Поле существует в разных видах – гравитационное,электромагнитное, биологическое и т. д. Вещество и поле взаимопроникают друг в друга и дополняют друг друга. Например, их синтезом является плазма – особое состояние материи, из которого состоят небесные тела, например, Солнце. Тесное взаимодействие между полем и веществом наблюдается и в микромире.
Универсальные свойства материи:
1. Материи присуща объективность существования. Она существует вне и независимо от человека и человечества.
2. Неисчерпаемостьматерии означает огромное разнообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.
3. Бесконечностьматерии означает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в материальном мире.
4. Свойство отраженияговорит о способности предметов воспроизводить в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов.
5. Материя обладает такими свойствами, как целостность и структурность. Являясь относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны материального мира непосредственно или опосредованно взаимосвязаны друг с другом.
Человек всегда пытался понять строение мироздания, выявить связи, которые существуют в мире. Благодаря ряду открытий в естествознании в конце ХIХ в., а также благодаря работам по теории общества К. Маркса, А. А. Богданова, М. Вебера философия стала рассматривать бытие как определенного рода систему. Система– упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой. Такой подход позволяет выделить различные уровни и подуровни в различных структурах бытия.
Наиболее полное представление в науке и в философии сложилось относительно материального устройства мира. В нем можно выделить следующие уровни:
· неорганическая природа;
· живая природа;
· социум.
Данные уровни в совокупности составляют единую материальную систему.
Неорганическая природа– движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Идя от простого к более сложному, в неживой природе можно выделить следующие уровни: субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – ядерный – атомный – молекулярный – макроуровень – мегауровень (примером последнего могут служить планеты, галактики и т. д.).
Живая природа– различного рода биологические процессы. Она включена в неорганическую природу, но начинается с иного уровня. Если в неживой природе нижней ступенью является субмикроэлементраный уровень, то в живой природе – молекулярный уровень. Соответственно последовательность уровней в живой природе выглядит следующим образом: молекулярный – клеточный – микроорганизменный – тканевый – организменно-популяционный – биоценозный – биосферный.
В социуме также можно выделить уровни: индивидуум – семья –коллектив – класс – нация – государство – этнос – человечество.Уровни социума находятся в неоднозначных, в нелинейных между собой отношениях. В результате может сложиться представление, что в обществе господствуют случайность и хаотичность. Но более детальный анализ структуры общества позволяет выявить в ней главные сферы общественной жизни, имеющие свои законы, структуры: материальную, социальную, политическую и духовную сферы.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание