logo
Философия2178

2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции

Античная философия – это совокупность учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца VII в. до н. э. по VI в. н. э.

В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока в философии Древней Греции процесс ее становления опирался на научно-практическое мышление, которое подвергало сомнению мифологическое мировосприятие и рождало рационально обоснованное знание. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:

1. Этап становления древнегреческой философии – VII–VI вв. до н. э. (философы – Фалес, Гераклит, Пифагор и др.).

2. Этап зрелости, классическая древнегреческая философия – V–IV вв.до н. э. (учения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля).

3. Этап разложения, упадка, эллинистическая философия – III в. до н. э. – VI в. н. э. (философы – Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и др.).

Отличительной чертой ранних периодов развития философской мысли Древней Греции являлся онтологизм. Онтологизм(от греч. ontos – сущее и logos – учение) состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства мира. Прежде всего, античных философов интересовал вопрос об основе, первоначале мира, они стремились выяснить, из чего все произошло. При попытке ответить на этот вопрос сформировались основные философские учения: материализм, идеализм, дуализм.

Материализм – это философское учение, считающее основой мира материальное начало. Первый древнегреческий философ Фалес основой мира считал воду, другие философы – огонь, воздух, землю или все названные стихии вместе.

Особый интерес представляет теория Демокрита. Демокрит высказал гипотезу о том, что основой мира являются мельчайшие, не воспринимаемые органами чувств, неделимые частицы вещества(греч. «атомос» – неделимый). Атомов бесконечное множество, они разные по размерам и форме. Атомы хаотично носятся в пустоте, из их случайных сцеплений образуются разнообразные объекты действительности. Особого рода атомы – огненные, чрезвычайно подвижные – являются носителями жизни и сознания. Эти атомы рассеяны по всей вселенной, поэтому все одушевлено. Но в наибольшей степени они сосредоточены в человеческом теле, где составляют примерно 50% массы. Поэтому человек – самое разумное существо. Смерть наступает от потери большого количества этих атомов. Даже боги, по Демокриту, состоят из атомов. Боги существуют в своих мирах и никакого влияния на наш мир и судьбы людей не оказывают.

Теория Демокрита имела историческое значение. В XVII в. она была положена в основу естественнонаучной картины мира, просуществовавшей до начала ХХ в.

Идеализм– философское учение, считающее основой мира идеальное (духовное, нематериальное) начало. Родоначальником идеализма былПлатон. По его мнению, основой мира являются идеи – общие понятия, вечные, никем не сотворимые и не уничтожимые, не имеющие конкретного образа, не воспринимаемые органами чувств, постигаемые только умом (например, идеи истины, красоты, блага и т. п.). Кроме идей, по Платону, существует также вторичная реальность – материя, которую он отождествляет с пустотой. Однако это не полная пустота, а пустота, содержащая в себе непроявленную реальность, возможность появления объектов. Возможность превращается в действительность при соединении идей с материей – возникает бесконечное многообразие материальных объектов.

Душа человека бессмертна и до рождения находится в «царстве идей» – сверхчувственной реальности. При рождении она падает втело как в пещеру или могилу. Тело искажает истинную картину мира и навязывает душе представление о том, что существует один-единственный мир, воспринимаемый органами чувств. Однако в душеживут смутные воспоминания о виденном до рождения в «царстве идей».Об этом свидетельствуют, например, настойчивые попытки людей найти в нашем мире Бога, счастье, справедливость и т. д.

Наиболее известным и талантливым учеником Платона был Аристотель, сказавший: «Платон мне друг, но истина дороже». В отличие от своего учителя Аристотель был дуалистом.Дуализм– это философское учение, считающее, что в основе мира лежат два равноправных и невыводимых друг из друга первоначала – материальное и идеальное. Аристотель признает существование материи, которую понимает как не имеющее конкретного вида вещество, некий исходный материал. В то же время он признает и существование идеальных по своей природе прообразов вещей – форм. При соединении формы структурируют материю, и в результате появляются различные материальные объекты.

Таким образом, уже на раннем этапе развития философии проявилась такая ее специфическая черта, как сосуществование различных вариантов ответа на одни и те же рассматриваемые вопросы.

Античным философам был присущ диалектический взгляд на мир. Диалектика– философское учение, рассматривающее мир в состоянии непрерывного движения, развития. Наиболее четко диалектические идеи были выраженыГераклитомв известных афоризмах: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В них подчеркивается, что движение свойственно всему существующему. Гераклит понял и причину всеобщей изменчивости – ею является борьба противоположностей, присущих любому объекту и явлению действительности.

На позднем этапе развития античной философии происходит переход от онтологической проблематики к аксиологической и этической. Первым на этой проблематике сосредоточил свое внимание Сократ. В отличие от других философов Сократ не интересовался вопросами устройства мира, так как считал, что это знание доступно только богам. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ считал, что людям предпочтительнее заняться вопросами собственной жизни, выяснить, как нужно жить, чтобы быть счастливыми. По его мнению, счастливым может быть только нравственный человек, живущий в гармонии с людьми и собственной совестью. Почему же люди часто поступают безнравственно и тем самым сами лишают себя возможности быть счастливыми? Сократ пришел к выводу, что причина аморального поведения людей заключается в незнании ими сущности нравственных качеств. Если же людям четко объяснить, что такое мудрость, мужество, благородство, справедливость и другие добродетели, то человек уже не сможет поступать иначе, как ориентируясь на эти высокие образцы поведения, ибо, выбирая между лучшим и худшим, кто же выберет худшее, – рассуждал Сократ.

Вопрос о том, как нужно жить, чтобы быть счастливым, становится центральным для множества философских учений эпохи эллинизма. Наиболее оригинальный ответ на него дали киники. По их мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. Тем самым они лишают себя душевного спокойствия, потому что все время терзаются страхом потерять то, что имеют, или страдают от уже случившихся потерь. Если же ничего не имеешь, то ничего и не боишься потерять, живешь спокойно и счастливо. Эту идею киники претворили в свой образ жизни. Так, например, наиболее яркий представитель кинизмаДиоген Синопскийжил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и т. д. Киники считали,что богатство мешает вести нравственный образ жизни, бедность этомуспособствует. Сами же они стремились прожить жизнь нравственно. Презрение к материальным ценностям киники распространяли и на людей, живущих ради их накопления, пренебрегающих нравственностью, причем, выражали свое отношение открыто, шокирующим образом. Они намеренно нарушали этикет, чтобы показать людям, какискусственные, надуманные правила приличия мешают им житьнравственно (могли ходить неопрятными; будучи свободными гражданами, носили одежду рабов и т. д.).

В отличие от киников, стоикине отрицали материальных благ, а считали, что относиться к ним нужно равнодушно, так как не от обладания ими зависит счастье. Для счастья нужны не материальные, а духовные ценности – прежде всего, такие качества характера, как мудрость, мужество, умеренность и т. д. Стоики были фаталистами и верили в божественное предопределение своей жизни. При этом они считали, что долг каждого человека – поступать нравственно и благородно при любом повороте судьбы. Если исчезает возможность жить нравственно, если обстоятельства подталкивают к совершению аморального поступка, то человек должен предпочесть самоубийство, но уйти из жизни с незапятнанной репутацией. Для стоиков честь дороже жизни. Самоубийство по другим причинам считалось проявлением трусости. Стоицизм – философия героических личностей. Наиболее известные представители – философСенека, римский императорМарк Аврелий.