2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
Античная философия – это совокупность учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца VII в. до н. э. по VI в. н. э.
В отличие от традиционалистской философии Древнего Востока в философии Древней Греции процесс ее становления опирался на научно-практическое мышление, которое подвергало сомнению мифологическое мировосприятие и рождало рационально обоснованное знание. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.
В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:
1. Этап становления древнегреческой философии – VII–VI вв. до н. э. (философы – Фалес, Гераклит, Пифагор и др.).
2. Этап зрелости, классическая древнегреческая философия – V–IV вв.до н. э. (учения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля).
3. Этап разложения, упадка, эллинистическая философия – III в. до н. э. – VI в. н. э. (философы – Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и др.).
Отличительной чертой ранних периодов развития философской мысли Древней Греции являлся онтологизм. Онтологизм(от греч. ontos – сущее и logos – учение) состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства мира. Прежде всего, античных философов интересовал вопрос об основе, первоначале мира, они стремились выяснить, из чего все произошло. При попытке ответить на этот вопрос сформировались основные философские учения: материализм, идеализм, дуализм.
Материализм – это философское учение, считающее основой мира материальное начало. Первый древнегреческий философ Фалес основой мира считал воду, другие философы – огонь, воздух, землю или все названные стихии вместе.
Особый интерес представляет теория Демокрита. Демокрит высказал гипотезу о том, что основой мира являются мельчайшие, не воспринимаемые органами чувств, неделимые частицы вещества(греч. «атомос» – неделимый). Атомов бесконечное множество, они разные по размерам и форме. Атомы хаотично носятся в пустоте, из их случайных сцеплений образуются разнообразные объекты действительности. Особого рода атомы – огненные, чрезвычайно подвижные – являются носителями жизни и сознания. Эти атомы рассеяны по всей вселенной, поэтому все одушевлено. Но в наибольшей степени они сосредоточены в человеческом теле, где составляют примерно 50% массы. Поэтому человек – самое разумное существо. Смерть наступает от потери большого количества этих атомов. Даже боги, по Демокриту, состоят из атомов. Боги существуют в своих мирах и никакого влияния на наш мир и судьбы людей не оказывают.
Теория Демокрита имела историческое значение. В XVII в. она была положена в основу естественнонаучной картины мира, просуществовавшей до начала ХХ в.
Идеализм– философское учение, считающее основой мира идеальное (духовное, нематериальное) начало. Родоначальником идеализма былПлатон. По его мнению, основой мира являются идеи – общие понятия, вечные, никем не сотворимые и не уничтожимые, не имеющие конкретного образа, не воспринимаемые органами чувств, постигаемые только умом (например, идеи истины, красоты, блага и т. п.). Кроме идей, по Платону, существует также вторичная реальность – материя, которую он отождествляет с пустотой. Однако это не полная пустота, а пустота, содержащая в себе непроявленную реальность, возможность появления объектов. Возможность превращается в действительность при соединении идей с материей – возникает бесконечное многообразие материальных объектов.
Душа человека бессмертна и до рождения находится в «царстве идей» – сверхчувственной реальности. При рождении она падает втело как в пещеру или могилу. Тело искажает истинную картину мира и навязывает душе представление о том, что существует один-единственный мир, воспринимаемый органами чувств. Однако в душеживут смутные воспоминания о виденном до рождения в «царстве идей».Об этом свидетельствуют, например, настойчивые попытки людей найти в нашем мире Бога, счастье, справедливость и т. д.
Наиболее известным и талантливым учеником Платона был Аристотель, сказавший: «Платон мне друг, но истина дороже». В отличие от своего учителя Аристотель был дуалистом.Дуализм– это философское учение, считающее, что в основе мира лежат два равноправных и невыводимых друг из друга первоначала – материальное и идеальное. Аристотель признает существование материи, которую понимает как не имеющее конкретного вида вещество, некий исходный материал. В то же время он признает и существование идеальных по своей природе прообразов вещей – форм. При соединении формы структурируют материю, и в результате появляются различные материальные объекты.
Таким образом, уже на раннем этапе развития философии проявилась такая ее специфическая черта, как сосуществование различных вариантов ответа на одни и те же рассматриваемые вопросы.
Античным философам был присущ диалектический взгляд на мир. Диалектика– философское учение, рассматривающее мир в состоянии непрерывного движения, развития. Наиболее четко диалектические идеи были выраженыГераклитомв известных афоризмах: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В них подчеркивается, что движение свойственно всему существующему. Гераклит понял и причину всеобщей изменчивости – ею является борьба противоположностей, присущих любому объекту и явлению действительности.
На позднем этапе развития античной философии происходит переход от онтологической проблематики к аксиологической и этической. Первым на этой проблематике сосредоточил свое внимание Сократ. В отличие от других философов Сократ не интересовался вопросами устройства мира, так как считал, что это знание доступно только богам. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ считал, что людям предпочтительнее заняться вопросами собственной жизни, выяснить, как нужно жить, чтобы быть счастливыми. По его мнению, счастливым может быть только нравственный человек, живущий в гармонии с людьми и собственной совестью. Почему же люди часто поступают безнравственно и тем самым сами лишают себя возможности быть счастливыми? Сократ пришел к выводу, что причина аморального поведения людей заключается в незнании ими сущности нравственных качеств. Если же людям четко объяснить, что такое мудрость, мужество, благородство, справедливость и другие добродетели, то человек уже не сможет поступать иначе, как ориентируясь на эти высокие образцы поведения, ибо, выбирая между лучшим и худшим, кто же выберет худшее, – рассуждал Сократ.
Вопрос о том, как нужно жить, чтобы быть счастливым, становится центральным для множества философских учений эпохи эллинизма. Наиболее оригинальный ответ на него дали киники. По их мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. Тем самым они лишают себя душевного спокойствия, потому что все время терзаются страхом потерять то, что имеют, или страдают от уже случившихся потерь. Если же ничего не имеешь, то ничего и не боишься потерять, живешь спокойно и счастливо. Эту идею киники претворили в свой образ жизни. Так, например, наиболее яркий представитель кинизмаДиоген Синопскийжил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и т. д. Киники считали,что богатство мешает вести нравственный образ жизни, бедность этомуспособствует. Сами же они стремились прожить жизнь нравственно. Презрение к материальным ценностям киники распространяли и на людей, живущих ради их накопления, пренебрегающих нравственностью, причем, выражали свое отношение открыто, шокирующим образом. Они намеренно нарушали этикет, чтобы показать людям, какискусственные, надуманные правила приличия мешают им житьнравственно (могли ходить неопрятными; будучи свободными гражданами, носили одежду рабов и т. д.).
В отличие от киников, стоикине отрицали материальных благ, а считали, что относиться к ним нужно равнодушно, так как не от обладания ими зависит счастье. Для счастья нужны не материальные, а духовные ценности – прежде всего, такие качества характера, как мудрость, мужество, умеренность и т. д. Стоики были фаталистами и верили в божественное предопределение своей жизни. При этом они считали, что долг каждого человека – поступать нравственно и благородно при любом повороте судьбы. Если исчезает возможность жить нравственно, если обстоятельства подталкивают к совершению аморального поступка, то человек должен предпочесть самоубийство, но уйти из жизни с незапятнанной репутацией. Для стоиков честь дороже жизни. Самоубийство по другим причинам считалось проявлением трусости. Стоицизм – философия героических личностей. Наиболее известные представители – философСенека, римский императорМарк Аврелий.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание