10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
Понятие «наука» вошло в обиход сравнительно недавно, и в переводе с латыни scientia означает знание. Существует десятки определений науки. Самым распространенным и общепризнанным определением является следующее.
Наука – специфическая сфера деятельности человека, целью и результатом которой является система достоверных и объективных знаний о природе, об обществе, о человеке.
Своеобразие науки можно выяснить, указав на ее основные аспекты:
1. Наука – специфический вид человеческой деятельности, направленный на получение новых достоверных знаний.
2. Наука – система знаний. Наука представляет собой совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.
3. Наука – социальный институт, т. е. система научных учреждений, объединяющих сообщество занятых научной деятельностью людей. Наука в настоящее время влияет на все сферы жизни общества, часто выступая в роли эксперта. Прямо или косвенно наука причастна к разработке и принятию любых управленческих решений. Сообщество научных работников играет важную роль среди других профессиональных сообществ. Наука взаимосвязана с идеологией, властью.
4. Наука – особая сфера культуры. Наука реализовалась в той системе ценностей, которая сформировала новую цивилизацию, называемую техногенной, рациональной, пострелигиозной, посттрадиционной, постмодернистской, либеральной и даже глобальной. Эта система ценностей определяет деятельность ученого. К этим ценностям относятся: ценность истины, т. е. установка на получение объективно-истинного знания; ценность разума как главного инструмента достижения истины; ценность нового знания, что и является результатом научной деятельности ученого.
В настоящее время наука стала неотъемлемой частью жизни человека и общества. О роли науки в обществе свидетельствуют ее функции:
1. Функция производства и систематизации объективно истинных знаний. Это основная функция науки. Она сводится к нескольким составляющим, каковыми являются описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений.
2. Культурно-мировоззренческая функция – достоверные знания, полученные наукой, которые являются важнейшим способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя. Эта функция стала отчетливо проявляться в эпоху Возрождения и раннего Просвещения, когда науке пришлось отстаивать право на участие в становлении мировоззрения человека. До этого было господствующая роль в формировании мировоззрения принадлежала религии.
3. Образовательная функция, близкая к мировоззренческой. Появилась в XIX в., когда ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
4. Функция производительной силы. Возникла во второй половине XIX ст., когда наука стала широко применяться в промышленности, для изготовления орудий труда и техники, в создании новых технологий.
5. Функция социальной силы. Означает следующее:
·развитие науки приводит к крупным изменениям в социальной структуре общества, например, в ХХ в. возросли численность и значение работников интеллектуального труда;
·наука активно используется при решении социальных проблем – в политике, экологии, в педагогике и т. д.
К настоящему времени сформировалось и существует огромное множество наук, что требует их классификации:
1. По методу исследования науки подразделяются на эмпирические и теоретические. Эмпирические науки имеют дело со знанием, полученным благодаря некоторому непосредственному контакту с действительностью. Главные методы эмпирических наук – наблюдение, измерение, эксперимент. Наука, находящаяся на эмпирическом уровне, в основном занимается сбором фактов, их первоначальным обобщением и классификацией. Теоретическое знание является результатом обобщения эмпирических данных, абстрагирования, математизации, введения идеализированных объектов и т. д. На теоретическом уровне формулируются законы науки, дающие возможность идеализированного описания, объяснения и предсказания эмпирических ситуаций, т. е. познания сущности вещей.
2. По отношению к практике науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук – познание основополагающих законов природы, общества, мышления, а прикладных – практическая реализация результатов деятельности фундаментальных отраслей науки.
3. По предмету исследования науки делятся на естественные, технические и социально-гуманитарные. Считается, что сфера интересов естественных наук – природа, технических наук – техника, социально-гуманитарных – жизнедеятельность человека.
Истоки науки уходят своими корнями в практическую жизнь ранних человеческих сообществ. Первоначальные знания носили практический характер. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.
Для возникновения науки были необходимы также определенные социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящих к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий наукой), а также наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов. Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы.
В современном ее понимании наука возникла в раннее Новое время (XVII в.) под влиянием потребностей развивавшегося капиталистического производства. Быстрый рост успехов науки, занятие ею ведущих позиций в формировании новой картины мира привели к тому, что наука начала выступать в Новое время как высшая культурная ценность.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание