logo
Философия2178

10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт

Понятие «наука» вошло в обиход сравнительно недавно, и в переводе с латыни scientia означает знание. Существует десятки определений науки. Самым распространенным и общепризнанным определением является следующее.

Наука – специфическая сфера деятельности человека, целью и результатом которой является система достоверных и объективных знаний о природе, об обществе, о человеке.

Своеобразие науки можно выяснить, указав на ее основные аспекты:

1. Наука – специфический вид человеческой деятельности, направленный на получение новых достоверных знаний.

2. Наука – система знаний. Наука представляет собой совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.

3. Наука – социальный институт, т. е. система научных учреждений, объединяющих сообщество занятых научной деятельностью людей. Наука в настоящее время влияет на все сферы жизни общества, часто выступая в роли эксперта. Прямо или косвенно наука причастна к разработке и принятию любых управленческих решений. Сообщество научных работников играет важную роль среди других профессиональных сообществ. Наука взаимосвязана с идеологией, властью.

4. Наука – особая сфера культуры. Наука реализовалась в той системе ценностей, которая сформировала новую цивилизацию, называемую техногенной, рациональной, пострелигиозной, посттрадиционной, постмодернистской, либеральной и даже глобальной. Эта система ценностей определяет деятельность ученого. К этим ценностям относятся: ценность истины, т. е. установка на получение объективно-истинного знания; ценность разума как главного инструмента достижения истины; ценность нового знания, что и является результатом научной деятельности ученого.

В настоящее время наука стала неотъемлемой частью жизни человека и общества. О роли науки в обществе свидетельствуют ее функции:

1. Функция производства и систематизации объективно истинных знаний. Это основная функция науки. Она сводится к нескольким составляющим, каковыми являются описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений.

2. Культурно-мировоззренческая функция – достоверные знания, полученные наукой, которые являются важнейшим способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя. Эта функция стала отчетливо проявляться в эпоху Возрождения и раннего Просвещения, когда науке пришлось отстаивать право на участие в становлении мировоззрения человека. До этого было господствующая роль в формировании мировоззрения принадлежала религии.

3. Образовательная функция, близкая к мировоззренческой. Появилась в XIX в., когда ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

4. Функция производительной силы. Возникла во второй половине XIX ст., когда наука стала широко применяться в промышленности, для изготовления орудий труда и техники, в создании новых технологий.

5. Функция социальной силы. Означает следующее:

·развитие науки приводит к крупным изменениям в социальной структуре общества, например, в ХХ в. возросли численность и значение работников интеллектуального труда;

·наука активно используется при решении социальных проблем – в политике, экологии, в педагогике и т. д.

К настоящему времени сформировалось и существует огромное множество наук, что требует их классификации:

1. По методу исследования науки подразделяются на эмпирические и теоретические. Эмпирические науки имеют дело со знанием, полученным благодаря некоторому непосредственному контакту с действительностью. Главные методы эмпирических наук – наблюдение, измерение, эксперимент. Наука, находящаяся на эмпирическом уровне, в основном занимается сбором фактов, их первоначальным обобщением и классификацией. Теоретическое знание является результатом обобщения эмпирических данных, абстрагирования, математизации, введения идеализированных объектов и т. д. На теоретическом уровне формулируются законы науки, дающие возможность идеализированного описания, объяснения и предсказания эмпирических ситуаций, т. е. познания сущности вещей.

2. По отношению к практике науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук – познание основополагающих законов природы, общества, мышления, а прикладных – практическая реализация результатов деятельности фундаментальных отраслей науки.

3. По предмету исследования науки делятся на естественные, технические и социально-гуманитарные. Считается, что сфера интересов естественных наук – природа, технических наук – техника, социально-гуманитарных – жизнедеятельность человека.

Истоки науки уходят своими корнями в практическую жизнь ранних человеческих сообществ. Первоначальные знания носили практический характер. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.

Для возникновения науки были необходимы также определенные социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящих к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий наукой), а также наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов. Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы.

В современном ее понимании наука возникла в раннее Новое время (XVII в.) под влиянием потребностей развивавшегося капиталистического производства. Быстрый рост успехов науки, занятие ею ведущих позиций в формировании новой картины мира привели к тому, что наука начала выступать в Новое время как высшая культурная ценность.