9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
Человек живет в мире, осуществляя с ним постоянный информационный и энергетический обмен по следующей схеме: воздействие внешнего мира на человека – восприятие – обработка информации – ориентировка – принятие решения – действие. Когда все ясно и понятно, тогда осуществляется обычное взаимодействие человека и действительности. Как только данная схема начинает давать сбои и не позволяет принимать ясные и привычные решения, человек начинает задаваться вопросами «Почему так происходит?», «Какие средства необходимы для устранения неопределенности?». Описанная ситуация называется познавательной. Она может возникнуть как в повседневной жизни, так и в научной практике. В данном случае осуществляется присущая только человеку особая форма деятельности – познавательная деятельность, которая направлена на получение достоверных знаний.
Возможность и успешность познания во многом определяются средствами познания, к которым относятся познавательные способности, данные человеку от природы (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение) и материально-технические средства, созданные человеком.
Многообразие видов познавательных способностей, исторические и социокультурные условия существования человека, разнообразные средства и методы получения знания породили различные формы познания. Познание может быть мифологическим, религиозным, художественным, научным, обыденным и т. д., оно может осуществляться в естественных, гуманитарных, технических науках. Рассмотрим некоторые из них:
1. Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое познание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой обыденно-практического познания является опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный характер.
2. К исторически первым формам человеческого познания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Оно носит обучающий и развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
3. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, спецификой которого было фантастическое отражение действительности в художественной форме. В рамках мифологии вырабатывались определенные представления о природе, обществе, людях и т. д.
4. Художественная форма познания, зародившись на заре человечества, наибольшее развитие получила в искусстве. В каждом произведении искусства, в форме, соответствующей жанру искусства, всегда содержатся те или иные знания о людях, обществе, природе.
В гносеологии познание рассматривается с учетом его взаимодействия с практикой. В философии под практикой понимают деятельность человека, направленную на преобразование им окружающего мира или отдельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей. Основными формами практики являются:
1. Материальное производство (труд), преобразование природы.
2. Социальное действие – преобразование общества, изменение существующих социальных отношений с помощью революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т. д.
3. Научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его фрагменты действительности. Можно говорить о таких формах практики, как политическая, военная, революционная, педагогическая и т. д.
Основные функции практики в процессе познания следующие:
1. Практика является истоком и основой, движущей силой познания. Конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества. Например, практика земледелия в Древнем Египте стимулировала появление геометрии и математики, судоходство и торговое дело привели к появлению географии и астрономии. Сталкиваясь с новыми проблемами, важными для общества (генетика, смертельные болезни, захоронение ядерных отходов и др.), практика человечества порождает и ускоряет развитие новых отраслей познания.
2. Практика с ее насущными запросами – это одновременно и конечная цель познания. Полученные человечеством знания предназначены для применения их в своей жизни – в быту, в промышленности. Если знания оказываются невостребованными на практике, их ценность может быть утрачена.
3. Практика является критерием истинности человеческого знания. Практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в науке результатов, гипотез, теорий. Но этот критерий не является универсальным, так как далеко не все идеи можно проверить на практике по разным причинам. Поэтому наука для обоснования своих знаний прибегает к таким способам, как логическое доказательство, мысленный эксперимент, обоснование и т. д.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание