logo
Философия2178

5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика

Идея о необходимой связи материи и движения является традиционной в истории философии. При внешней неоспоримости факта, что движение существует, в истории философии были концепции, которые отрицали наличие движения (Парменид, Зенон и др.).

Метафизические концепции движения ХVII в. сводили движение к одной из его форм или сторон. Ньютон, например, писал, что абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного пространства в другое.

В диалектической концепции движениерассматривается как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Движение есть всеобщая форма существования бытия, материи. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент движения. Философия рассматривает движение какизменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значить признать, что материя находится в процессе постоянного изменения.

Ф. Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения естественных наук, создает классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:

1. Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей.

2. Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения.

3. При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.

В мире присутствуют различные виды и типы изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения– прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел.Качественные изменениясвязаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет, внутри их можно выделить изменения обратимые и необратимые. Философию, в отличие от конкретных наук, в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называютсяразвитием.

Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт:

1. Всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место.

2. Необратимость, которая понимается как «возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее».

3. Направленность изменений, означающая, что любые, даже кажущиесяслучайными изменения возникают как результаты определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения.

Таким образом, можно сказать, что развитие– это упорядоченное, закономерное и необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.

Описание развития на отдельных участках бытия в классической науке осуществлялось преимущественно в рамках отдельных дисциплин. При этом открытым оставался вопрос о переходе с одного уровня бытия на другой. Решение проблемы стало возможным благодаря синтезу современных научных знаний о мире и использованию принципа глобального (универсального) эволюционизма. Глобальный эволюционизмпредставляет собой принцип, который обеспечил распространение эволюционных идей, получивших свое развитие в биологии, на все сферы действительности. Данный принцип предполагает рассматривать неживую, живую и социальную материи как единую систему, которая подчиняется единому универсальному эволюционному процессу.

В настоящее время позиции глобального эволюционизма усилились в связи с развитием синергетики. Синергетика, разработанная представителем брюссельской научной школы И. Пригожиным (сам термин «синергетика» предложен Г. Хакеном) и другими учеными, изучает процессы самоорганизации, саморазвития в открытых неравновесных системах. Синергетика включила в себя новые приоритеты при создании современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многовариантности развития, идею возникновения порядка из хаоса. Все эти положения синергетики оказали огромное влияние на характер предвидения. Прямолинейное толкование данных, полученных о системе, стало невозможно, будущее теперь рассматривается как совокупность возможностей, а настоящее – как напряженный выбор одной из них. В синергетике считается, что, зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие проблемы эволюции и т. д.