5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
Идея о необходимой связи материи и движения является традиционной в истории философии. При внешней неоспоримости факта, что движение существует, в истории философии были концепции, которые отрицали наличие движения (Парменид, Зенон и др.).
Метафизические концепции движения ХVII в. сводили движение к одной из его форм или сторон. Ньютон, например, писал, что абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного пространства в другое.
В диалектической концепции движениерассматривается как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Движение есть всеобщая форма существования бытия, материи. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент движения. Философия рассматривает движение какизменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значить признать, что материя находится в процессе постоянного изменения.
Ф. Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения естественных наук, создает классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.
Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:
1. Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей.
2. Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения.
3. При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.
В мире присутствуют различные виды и типы изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения– прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел.Качественные изменениясвязаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет, внутри их можно выделить изменения обратимые и необратимые. Философию, в отличие от конкретных наук, в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называютсяразвитием.
Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт:
1. Всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место.
2. Необратимость, которая понимается как «возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее».
3. Направленность изменений, означающая, что любые, даже кажущиесяслучайными изменения возникают как результаты определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения.
Таким образом, можно сказать, что развитие– это упорядоченное, закономерное и необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.
Описание развития на отдельных участках бытия в классической науке осуществлялось преимущественно в рамках отдельных дисциплин. При этом открытым оставался вопрос о переходе с одного уровня бытия на другой. Решение проблемы стало возможным благодаря синтезу современных научных знаний о мире и использованию принципа глобального (универсального) эволюционизма. Глобальный эволюционизмпредставляет собой принцип, который обеспечил распространение эволюционных идей, получивших свое развитие в биологии, на все сферы действительности. Данный принцип предполагает рассматривать неживую, живую и социальную материи как единую систему, которая подчиняется единому универсальному эволюционному процессу.
В настоящее время позиции глобального эволюционизма усилились в связи с развитием синергетики. Синергетика, разработанная представителем брюссельской научной школы И. Пригожиным (сам термин «синергетика» предложен Г. Хакеном) и другими учеными, изучает процессы самоорганизации, саморазвития в открытых неравновесных системах. Синергетика включила в себя новые приоритеты при создании современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многовариантности развития, идею возникновения порядка из хаоса. Все эти положения синергетики оказали огромное влияние на характер предвидения. Прямолинейное толкование данных, полученных о системе, стало невозможно, будущее теперь рассматривается как совокупность возможностей, а настоящее – как напряженный выбор одной из них. В синергетике считается, что, зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие проблемы эволюции и т. д.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание