logo
Философия2178

7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке

Длительный процесс одновременного становления человека и общества называется антропосоциогенезом. Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, т. е. вопросом, на который так и не найдено окончательного ответа.

Признанной научной версией антропосоциогенеза является эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней основным фактором эволюционного развития живых организмов считается естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. Современная наука добавляет еще случайные мутации, происходящие на генетическом уровне. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Непосредственным предком человека стала обезьяна.

Эволюционную концепцию антропосоциогенеза дополняет и развивает трудовая теория, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Трудовая теория была развита Ф. Энгельсом. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а природу. Труд как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы с использованием орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни. В современной науке принято считать, что антропосоциогенез начался около 5 млн лет назад и завершился примерно 40 тыс. лет назад появлением человека современного типа.

Существуют теории, пытающиеся объяснить происхождение человека возникновением культуры (психоаналитическая теория З. Фрейда, игровая теория Й. Хейзинги, семиотическая концепция К. Леви-Стросса и др.).

Философское обобщение упомянутых и других концепций происхождения человека подводит к выводу о комплексном характере антропосоциогенеза. Это означает, что формирование анатомии человека, труда как специфически человеческой формы жизнедеятельности, сознания и речи, социально-нравственных норм жизни происходило одновременно. Принципиально неверно утверждать, что сначала появился труд, потом – общество, еще позже – язык и сознание.

Гипотетической является и появившаяся в XX в. инопланетарная (уфологическая) версияантропосоциогенеза. Высказывается мысль, что на Землю из космоса были занесены метеоритами «споры жизни», а дальше вступила в действие эволюция. В другом варианте, люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. У различных вариантов инопланетарной теории есть один общий изъян – они не отвечают на вопрос о возникновении жизни в космосе.

В последнее время появляются научные данные, возрождающие интерес к считавшейся долгое время безнадежно устаревшей религиозной (креационистской) теорииантропогенеза. Согласно ей, Бог создал человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного» подчеркивает связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум, свободная воля, способность к творчеству. Они являются божественным даром, превратившим биологическое существо в человека. Таким образом, в человеке органично соединяются телесное и духовное, природное и внеприродное, естественное и сверхъестественное.

Сравнительно недавно появилась теория «разумного плана», взаимоувязывающаяразличные концепции антропосоциогенеза. С точки зрения этой теории, можно предположить, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря, Бог) создала программу развития Вселенной и запустила ее в действие. Механизм же реализации этой программы описывается, в частности, уфологической, эволюционной, трудовой и прочими концепциями антропосоциогенеза.