10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
Отличительной особенностью науки является применение методов, т. е. специальных правил и приемов познавательной деятельности. К методам научного познания относятся те из них, которые применяются сознательно и целенаправленно, в интересах специального эмпирического и теоретического исследования.
Обычно выделяют общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования.
Общелогические методы применяются на обоих уровнях научного исследования, как эмпирическом, так и теоретическом. К основным общелогическим методам научного познания относятся:
·анализ и синтез (мысленное разложение предмета на части и их соединение);
·индукция (движение мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к частному);
·абстрагирование (выявление в предметах важнейших свойств и признаков) и обобщение (выделение общих свойств класса предметов).
Методы эмпирического научного познания включают в себя, прежде всего, наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Они активно применяются во многих науках, но особенно в естествознании – в биологии, физике, химии, астрономии.
Методы теоретического исследования более разнообразны, и каждый из них решает специфические задачи. Рассмотрим некоторые их них:
1. Метод формализации предполагает оперирование символами (знаками), которые как бы заменяют реальный предмет или процесс. Данный метод активно применяется в математике, химии, физике.
2. Аксиоматический метод основан на использовании аксиом, т. е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу их многократной доказанности на практике и даже очевидности.
3. Генетический метод позволяет исследовать возникновение тех или иных явлений и процессов, например, изучить появление жизни на земле, проследить происхождение человека.
4. Исторический метод воспроизводит всю историю предмета, взятую во всех ее подробностях и формах проявления.
5. Логический метод отслеживает направленность развития предмета, важнейшие противоречия и тенденции этого процесса. Этот метод тоже воспроизводит историю предмета, но очищает ее от случайного и несущественного, от мелких деталей и выделяет в ней законы и закономерности развития.
6. Метод моделирования означает создание идеальных (мысленных) моделей. Это дает возможность воспроизвести в мышлении изучаемые процессы и проанализировать их. Можно, например, создать теоретическую модель перехода общества к рыночным отношениям и проследить возможные проявления этого противоречивого процесса.
Научное познание – это динамический и противоречивый процесс, который находит свое выражение в различных формах знания. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие из них:
1. Научный факт – зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или существовавшее. Известно, что Пушкин погиб на дуэли, Маяковский добровольно ушел из жизни. Факты есть, говоря словами И. П. Павлова, «воздух науки», ее эмпирический источник и основа.
2. Гипотеза – научно обоснованное предположение или система предположений. Существуют, например, гипотезы о возникновении жизни на Земле, о природе тунгусского взрыва и т. д. Это вероятностное знание, которое требует обоснования своей истинности. В случае же аргументированного доказательства гипотеза становится достоверным знанием.
3. Идея – форма знания, которая объясняет сущность (суть) предметов, процессов, явлений. Это, например, диалектическая идея развития всего сущего, идея классовой борьбы, которую развивал марксизм и т. д.
4. Закон – форма знания, которая фиксирует объективные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами и процессами материального мира.
5. Теория – система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание