logo
Философия2178

10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования

Отличительной особенностью науки является применение методов, т. е. специальных правил и приемов познавательной деятельности. К методам научного познания относятся те из них, которые применяются сознательно и целенаправленно, в интересах специального эмпирического и теоретического исследования.

Обычно выделяют общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования.

Общелогические методы применяются на обоих уровнях научного исследования, как эмпирическом, так и теоретическом. К основным общелогическим методам научного познания относятся:

·анализ и синтез (мысленное разложение предмета на части и их соединение);

·индукция (движение мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к частному);

·абстрагирование (выявление в предметах важнейших свойств и признаков) и обобщение (выделение общих свойств класса предметов).

Методы эмпирического научного познания включают в себя, прежде всего, наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Они активно применяются во многих науках, но особенно в естествознании – в биологии, физике, химии, астрономии.

Методы теоретического исследования более разнообразны, и каждый из них решает специфические задачи. Рассмотрим некоторые их них:

1. Метод формализации предполагает оперирование символами (знаками), которые как бы заменяют реальный предмет или процесс. Данный метод активно применяется в математике, химии, физике.

2. Аксиоматический метод основан на использовании аксиом, т. е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу их многократной доказанности на практике и даже очевидности.

3. Генетический метод позволяет исследовать возникновение тех или иных явлений и процессов, например, изучить появление жизни на земле, проследить происхождение человека.

4. Исторический метод воспроизводит всю историю предмета, взятую во всех ее подробностях и формах проявления.

5. Логический метод отслеживает направленность развития предмета, важнейшие противоречия и тенденции этого процесса. Этот метод тоже воспроизводит историю предмета, но очищает ее от случайного и несущественного, от мелких деталей и выделяет в ней законы и закономерности развития.

6. Метод моделирования означает создание идеальных (мысленных) моделей. Это дает возможность воспроизвести в мышлении изучаемые процессы и проанализировать их. Можно, например, создать теоретическую модель перехода общества к рыночным отношениям и проследить возможные проявления этого противоречивого процесса.

Научное познание – это динамический и противоречивый процесс, который находит свое выражение в различных формах знания. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие из них:

1. Научный факт – зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или существовавшее. Известно, что Пушкин погиб на дуэли, Маяковский добровольно ушел из жизни. Факты есть, говоря словами И. П. Павлова, «воздух науки», ее эмпирический источник и основа.

2. Гипотеза – научно обоснованное предположение или система предположений. Существуют, например, гипотезы о возникновении жизни на Земле, о природе тунгусского взрыва и т. д. Это вероятностное знание, которое требует обоснования своей истинности. В случае же аргументированного доказательства гипотеза становится достоверным знанием.

3. Идея – форма знания, которая объясняет сущность (суть) предметов, процессов, явлений. Это, например, диалектическая идея развития всего сущего, идея классовой борьбы, которую развивал марксизм и т. д.

4. Закон – форма знания, которая фиксирует объективные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами и процессами материального мира.

5. Теория – система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте.